27 августа в Ленинке прошла ежегодная акция
«Ночь кино»
, которая была посвящена
95-летию
выдающегося кинорежиссёра и сценариста Эльдара Рязанова. Наверное, нет в нашей стране человека, который не видел хотя бы фрагмент фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», готовясь к новогодней ночи. Фразы из кинокартин «Берегись автомобиля», «Служебный роман» и «Гараж» уже давно стали народным достоянием, а герои — любимыми и узнаваемыми.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Программа вечера была насыщенной. С приветственным словом выступила руководитель департамента методики и экспертизы
ArtMasters
Юлия Дурнева. Воспоминаниями о великом мастере поделился коллега и ученик Эльдара Александровича, кинопродюсер и актёр Дмитрий Корж. Они вместе работали на съёмочной площадке фильмов «Старые клячи», «Андерсен. Жизнь без любви», «Тихие омуты» и других проектов. Дмитрий рассказал о начале карьеры Рязанова: как это часто бывает, в индустрию кино будущий режиссёр попал случайно — подал документы во ВГИК, чтобы поддержать лучшего друга. Первые фильмы мастера были не игровыми, а документальными, один из них был посвящён Южному Сахалину и участвовал в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале.
Дмитрий Корж отметил, что Рязанов с уважением относился как к съёмочной группе и актёрам, так и к своим зрителям. Премьерный показ фильма «Тихие омуты», который снимался на Валдае, прошёл именно в этом провинциальном городке для местных жителей. «Работать с Эльдаром Александровичем, наблюдать за ним было безумно интересно, это приносило огромное удовольствие. В любом кинопроизводстве возникают
форс-мажоры,
но, работая на площадке у Рязанова, я впервые увидел настолько мощную и слаженную съёмочную команду. Потому что его окружали профессионалы, он уделял внимание каждой мелочи на площадке и бекстейдже — от подбора костюма и света до натуры, где снимался фильм», — резюмировал Дмитрий.
-
Руководитель департамента методики и экспертизы ArtMasters
Юлия Дурнева
.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Кинопродюсер и актёр
Дмитрий Корж
.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Основатель Института звукового дизайна
Василий Филатов
.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Во время «Ночи кино» в Голубом зале проходила тематическая выставка, посвящённая юбилею мэтра и собранная из уникальных артефактов, хранящихся в архивах Ленинки. Здесь были представлены киноплакаты к фильмам Рязанова, в том числе к картине «Карнавальная ночь» (1956 год), принёсшей славу как самому Рязанову, так и Людмиле Гурченко. Плакат рисовала художница Нина Голикова, которая занималась молодёжной модой, и это отражено на афише — очень детально прорисован костюм главной героини. Ещё один интересный факт: автор плаката «Служебный роман» (1977 год) — Наталья Вицина, дочь актёра Георгия Вицина.
Отдельную часть экспозиции занимали стенды, посвящённые фильмам Рязанова «Берегись автомобиля»,
«Старики-разбойники»,
«Ирония судьбы», «Гараж». Также на выставке были представлены яркие проспекты к фильмам, монтажные записи, развороты журнала «Советский экран», воспоминания современников о Рязанове. Большая часть экспозиции была отдана под книги самого Эльдара Александровича: «Эти несерьёзные, несерьёзные фильмы», «Чем живу и жив», «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», «Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги» — эту книгу Рязанов писал всю жизнь, несколько раз дорабатывал и перевыпускал.
Особый интерес вызвали поэтические произведения к фильмам Рязанова, написанные самим режиссёром, — стихотворения к картинам «Вокзал для двоих», «Небеса обетованные».
Мини-экскурсию
по выставке провела сотрудница отдела изоизданий РГБ, киновед Юлиана Твердюкова.
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Следующую интерактивную лекцию провёл друг Библиотеки — композитор
и саунд-дизайнер,
основатель Института звукового дизайна Василий Филатов. На примере работ композитора Андрея Петрова — автора музыки к картинам
«Старики-разбойники»,
«Служебный роман», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи» — Василий показал, как музыка влияет на восприятие зрителем ассоциативного ряда произведения.
Авторский стиль Андрея Петрова очень узнаваем: в его музыке всегда есть лёгкость, радость, он часто использовал музыкальный размер вальса. В то же время у него явно прослеживается музыкальный драматизм, присутствует скрытая тревога. «Время, в которое жил Петров, — это период
композиторов-мелодистов.
Он писал запоминающиеся и узнаваемые мелодии. При этом, когда Петров творил свою музыку, он пытался привнести новаторство в привычное звучание. К звучанию оркестра вдруг добавляются неожиданные инструменты — электрогитара, электроорган — или внезапно зазвучит гармонь. Композитор экспериментировал, пытаясь через звук подчеркнуть характер героя или трагизм ситуации», — отметил Василий Филатов. Например, музыка к фильму «Берегись автомобиля» усиливает динамику и вызывает чувство тревоги.
Видеозапись лекций доступна в сообществе
Ленинки Вконтакте
.
Завершилась «Ночь кино» в РГБ показом кинохита Эльдара Рязанова
«Старики-разбойники».
Частично замысел сюжета мастер почерпнул из жизни. Проходя лечение в больнице, Рязанов познакомился с бывшим сотрудником прокуратуры, который не хотел уходить на пенсию, но коллеги всё же отправили его на заслуженный отдых. Эльдар Александрович развил этот сюжет и написал сценарий под двух конкретных актёров — Евгения Евстигнеева и Юрия Никулина, с последним он давно мечтал поработать.
Кинолента
«Старики-разбойники»
предоставлена
«Москино»
.
Фото: Мария Говтвань, РГБ