В новогодние и рождественские дни:
28 декабря все читальные залы и читательские зоны работают по обычному графику.
C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА.


До конца 2024 года закрыт читальный зал отдела редких книг.


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА. Подробнее
Спросите библиотекаря

Новогодняя подборка книг в приложении «НЭБ Свет»

28 декабря 2021 года

Помимо книг в свободном доступе, мобильное приложение «НЭБ Свет» предлагает читателям статьи о книгах, их авторах и историях, связанных с ними. В создании этих статей принимали участие эксперты образовательного проекта о самых важных произведениях русской литературы «Полка» и редакторы мобильного приложения «НЭБ Свет». Здесь собраны небольшие отрывки из этих статей, а целиком их можно прочесть в приложении, выбрав соответствующую книгу.

Обложка книги «В метель и вьюгу» издания 1912 года и в приложении «НЭБ Свет»

«Девочка со спичками» и «Ель» Андерсена

Ханс Кристиан Андерсен — датский писатель, возможно, самый известный сказочник на свете. Он родился в семье башмачника и прачки и в школе учился без особого успеха — позже учёба снилась ему в страшных снах. Когда Андерсен вырос, он пробовал себя как музыкант и выступал в театре. Писателем он тоже стал в поисках славы и положения в обществе. В первое время он сочинял лишь «взрослые» произведения — например, путеводители по Скандинавии и Копенгагену. Но когда Андерсен встретился в жизни с различными испытаниями и трудностями, он начал писать сказочные истории — они и сделали его по-настоящему знаменитым. Ими зачитывались в семье российского императора, а датские короли даже приглашали писателя к себе, чтобы он почитал их детям новые сказки.

Мы привыкли называть всё, что написано Андерсеном для детей, сказками, но сочинял он и серьёзные рассказы, например «Девочку со спичками». История создания этого рассказа достаточно необычна: в руки писателю как-то попал рисунок, на котором была нарисована маленькая продавщица спичек. Картинка впечатлила Андерсена, и он написал фантазию на её тему: историю о девочке, которая замерзает на улице и сжигает последний коробок спичек. Андерсен кроит сюжет из лоскутков — при каждой вспышке перед героиней возникают новые видения.

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда всё вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветлённую, такую добрую и ласковую.

— Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдёшь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как тёплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая ёлка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днём. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, они вознеслись к Богу.

Существует и мультфильм по «Девочке со спичками», он вышел на студии Disney: американские мультипликаторы перенесли действие сказки в Россию.

Титульный лист четырёхтомника Х. К. Андерсена и обложка электронной книги в приложении «НЭБ Свет»

Девочка со спичками. Ель

«Синяя птица» Метерлинка

Эта пьеса — рождественская история о том, что чудо живёт около нас и прячется в привычных вещах. Чтобы спасти больную девочку, брат и сестра Тильтиль и Митиль отправляются на поиски птицы с синими крыльями. В подарок от феи они получают алмаз — он позволяет им видеть душу предметов. В мире, который теперь выглядит по-новому, дети встречают своих ушедших родных, оказываются во дворце Ночи и в Садах Блаженств, знакомятся с Великими Радостями и встречаются с Лазоревыми Детьми. Вместе с главными героями опасный путь проходят домашние питомцы и неживые предметы — Хлеб, Вода, Огонь и даже Сахар.

Морис Метерлинк — философ, поэт, один из реформаторов мировой драматургии, научивший театр показывать не только обыденность, но и фантастику, мистику. По воспоминаниям самого драматурга, в детстве он пережил клиническую смерть, едва не утонув во время купания, — и в его память врезались фантастические образы, которые он всю дальнейшую жизнь пытался описать и оживить. Сюжеты почти всех его пьес основаны на библейских мифах и средневековых преданиях, в которых оживают его видения. В 1911 году драматург стал лауреатом Нобелевской премии с формулировкой «за богатство воображения и поэтическую фантазию».

Обложка книги «Синяя птица» Мориса Метерлинка в приложении «НЭБ Свет»

Синяя птица

Святочные рассказы «Христова детка» Вагнера и «В метель и вьюгу» Засодимского

Николай Петрович Вагнер создал типичный святочный рассказ, в котором большое семейство разных возрастов собирается в рождественский сочельник и слушает истории старшего поколения о рождении Иисуса. Заповедь «Возлюби ближнего своего» открывается здесь чудесным случаем: две бедные девочки нашли в поле замерзающего младенца, оставленного там погибать. Дочь главного героя берёт на себя заботу о новорождённом и щедро одаривает спасших его детей, а в доме воцаряется веселье и радость. Конечно, будет здесь и спор, классический подросток выступит с сомнением по поводу веры в людей и добросердечия. Но эта вечная тема будет побеждена любовью, милосердием и неравнодушием, вечными ценностями бытия.

Николай Вагнер прежде всего известен как зоолог, заслуженный профессор Императорского Санкт-Петербургского университета и автор научно-популярных очерков. Любопытно, что писатель до 40-летнего возраста считал себя атеистом и дарвинистом. Но после сильной болезни изменил свои воззрения, одновременно с христианством увлёкшись спиритизмом (в 1890-х он возглавил Русское общество экспериментальной психологии), о котором много спорил с химиком Дмитрием Менделеевым и даже обиделся на Льва Толстого, приняв на свой счёт его насмешки над спиритизмом в комедии «Плоды просвещения». В 1880-х годах Николай Вагнер выпустил детский бестселлер — книгу «Сказки Кота-Мурлыки» из 25 философских сказок и притч, которые издавались солидными тиражами вплоть до 1923 года. Влияние вагнеровских сюжетов можно увидеть в сказках Ремизова и прозе Грина — писатели читали «Кота-Мурлыку» в детстве и вдохновлялись этой книгой.

Святочный рассказ «В метель и вьюгу» Павла Засодимского — добрая и трогательная история о том, как простой рабочий находит на улице замерзающую сироту и даёт ей дом, посвящённая дружбе и доброте человеческого сердца.

Павел Владимирович Засодимский дебютировал в печати в 1867 году и писал рассказы и повести вплоть до смерти в 1912-м. Писатель трудился сельским учителем, публиковал ста­тьи по пе­да­го­ги­ке и много работал с детьми. Из-за речи, сказанной на похоронах революционера и литературного критика Николая Шелгунова, он попал под негласный надзор полиции и получил запрет на проживание в столице.

Живя в небольших городах и деревнях, Засодимский наблюдал картины народной жизни и видел «угрюмых людей, живущих впрохолодь и впроголодь, для которых жизнь на белом свете представляется не веселее вечной каторги». Из увиденного рождались произведения, героями которых становились рабочие и крестьяне, обездоленные и униженные, городская и деревенская беднота.

«Я писал потому, что всегда был убеждён и теперь убеждён в том, что я по мере моих сил исполняю известную часть общей работы, забрасывая в душу читателя добрые чувства и мысли: любовь к ближнему, отвращение к злу, к насилию и сострадание к несчастью…» — так видел предназначение писателя Засодимский.

Рассказ «Христова детка» в пятитомнике произведений Н. П. Вагнера (1897) и обложка в приложении «НЭБ Свет»

Николай Вагнер. Христова детка
Павел Засодимский. В метель и вьюгу

«Лето Господне» Ивана Шмелёва

Маленький Ваня, которому ещё нет и семи лет, на собственном опыте проживает русский православный год. Радости ежедневного быта купеческой семьи, русские национальные блюда и обычаи, взросление главного героя — всё будет здесь, в автобиографическом духовном романе Ивана Шмелёва. Если вы уже знакомились с автобиографическими текстами Льва Толстого и Максима Горького, Шмелёв прекрасно дополнит этот ряд и даст тонкое и доброе видение семьи и взросления глазами маленького главного героя.

Вот уже и проходит день. Вот уж и ёлка горит — и догорает. В чёрные окна блестит мороз. Я дремлю. Где-то гармоника играет, топотанье… — должно быть, в кухне.

В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замёрзших окнах. За ними — звёзды. Светит большая звезда над Барминихивым садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года.

Иван Шмелёв в эмиграции тесно общался с племянницей жены, Юлией Александровной Кутыриной, и её сыном, Ивистионом Жантийом-Кутыриным. Писатель стал для мальчика крёстным отцом и искренне, сердечно старался окружить его русскими традициями. Ивистион — «Ивушка» — был первым адресатом воспоминаний, позже ставших главами «Лета Господня»: «Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну что же…»

Последняя страница книги «Лето Господне» издания 1948 года и её обложка в приложении «НЭБ Свет»

Лето Господне

«Серебряная ёлка» Саши Чёрного

«Серебряная ёлка» — чудесный зимний короткий рассказ для практики самостоятельного чтения дошкольников. Тонкие метафоры, когда луна сравнивается с натёртым фосфором блюдом, а волчьи глаза светятся зелёными светляками, обогащают язык читателя и никого не оставляют равнодушным. После такого рассказа впору вставать семьей на лыжи и идти в лес на поиски своей серебряной ёлки! При некоторой подготовке этого мероприятия взрослыми она непременно найдётся: самая нарядная во всём лесу.

Над лесной полянкой кружился снежок. Завивал хороводы белых пчёлок, пудрил взлохмаченные кусты можжевельника. Пухло и мягко, волнистыми валами ложился у подножья молчаливых заиндевевших берёз.

Луна светила полным светом. Висела в небе, словно натёртое фосфором блюдо, синим фонарём озаряла все лесные закоулки, проталины и овражки.

А посреди полянки лёгкой резной пирамидкой дремала пышная ёлочка. Снег осыпался с широких лап, бездельник ветер взбивал его мутным дымом с верхушки. Чего жалеть? Экая невидаль — снег! Ишь, сыпет и сыпет без конца.

Нам удалось установить, что впервые рассказ был напечатан в рождественском номере газеты «Иллюстрированная Россия» за 1924 год. В списке коллекций, доступ к которым есть у библиотеки, оказался и архив «Иллюстрированной России» в базе EastView. Текст рассказа из этого номера стал основой электронной книги в приложении «НЭБ Свет».

Обложка книги «Серебряная ёлка» Саши Чёрного в приложении «НЭБ Свет» и скан газеты «Иллюстрированная Россия», где рассказ был впервые напечатан

Саша Чёрный. Серебряная ёлка


В 2020 году на базе Национальной электронной библиотеки было выпущено мобильное приложение «НЭБ Свет» . Его можно скачать бесплатно на площадках App Store и Google Play.

Сейчас в приложении почти полторы тысячи произведений, и этот список пополняется каждый месяц. Все произведения опубликованы легально. Отбор и подготовку электронных книг для мобильного приложения осуществляют специалисты РГБ с привлечением филологов, словесников и просветителей. Каждая книга сопровождается интерактивной карточкой с информацией о произведении, авторе и другими фактами, которые помогают лучше понять текст, а школьникам — подготовиться к уроку.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться