Неповторимый Эмиль Гилельс в Доме Пашкова
В Российской государственной библиотеке 14 октября открылась выставка
«Эмиль Гилельс — великий пианист в мемориальных документах»
, подготовленная совместно с
Эмиль Григорьевич Гилельс — один из величайших артистов ХХ века, чьё творчество и жизненный путь вызывали огромный интерес у исследователей, музыкантов, любителей музыки. На выставке представлены основные труды из фондов РГБ, посвящённые великому музыканту, звукозаписи концертов и другие материалы.
Встречи с Гилельсом всегда были праздником для публики. Газетные вырезки из фонда отдела нотных изданий и звукозаписей свидетельствуют о его многочисленных гастролях в разных городах Советского Союза: Воронеже, Курске, Уфе, Ташкенте, Таллине, Ульяновске, Тамбове, Киеве, Куйбышеве. Залы были переполнены: не было не только свободных мест, но и свободного пространства. Оригинальность интерпретации сочеталась у Гилельса с глубоким проникновением в авторский замысел.
Гилельс — единственный в мире пианист, осуществивший грамзаписи всех фортепианных концертов Бетховена, Брамса и Чайковского. Зарубежные и советские звукозаписывающие фирмы старались записать именно его интерпретации. Частью экспозиции стали некоторые пластинки с записями его выступлений, хранящиеся в фондах РГБ.
О даровании Эмиля Гилельса провидческие слова сказал ещё его первый учитель, известный одесский педагог Яков Исаакович Ткач:
Миля Гилельс является по своим редким способностям или данным, каковыми он обладает, одним из выдающихся детей. Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры... В дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба.
Идея экспозиции, развёрнутой в камерном зале отдела нотных изданий и звукозаписей Дома Пашкова, — показать
Знакомство с выставкой началось с музыкального вступления: в исполнении известного пианиста, профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Михаила Никешичева прозвучали «Две прелюдии» Александра Скрябина из репертуара Эмиля Гилельса.
С приветственными словами и рассказом об организации фестиваля в честь Гилельса, о планируемых встречах на концертных площадках выступил директор
Дополнением к музыке стала демонстрация документального фильма о Гилельсе «Мелодия длиною в жизнь...».
Главным гостем встречи стал Кирилл Гилельс, внук прославленного пианиста, который любезно предложил Ленинке к экспонированию редкие документы из семейного архива. Совместно с ним специалисты отдела нотных изданий и звукозаписей разработали концепцию выставки, а после открытия он провёл экскурсию по экспозиции.
Особое внимание привлекает корреспонденция Эмиля Гилельса: на выставке можно увидеть дружеские послания от дирижёров Бориса Хайкина, Дмитрия Осипова, американского импресарио Сола Юрока, от коллектива Московского театра имени Маяковского, поздравительные телеграммы от Дмитрия Шостаковича, Леонида Утёсова, от артистов Марии Мироновой и Александра Менакера.
Гилельс воплощал свою эпоху, его игра была сдержанной, суровой, мужественной, полной динамики и страстного желания жить, творить, созидать. Он много гастролировал и в зарубежных странах. Франция, Англия, США, Канада, Чехословакия, Швеция, Япония, Мексика — везде его встречали огромный успех и восторженные статьи в прессе, где его называли
Когда Эмиль Гилельс играл в концертном зале, мы слышали столь благородный и величественный фортепианный звук, который, казалось, невозможно извлечь только из одного фортепиано. Совершенство его игры, неподражаемый стиль, с которым он представлял выбранные им произведения, дали ему титул „пианист пианистов“.
На выставке можно увидеть ноты и грампластинки, которые принадлежали Эмилю Гилельсу. На их страницах и конвертах сохранились автографы и дарственные надписи российских и зарубежных композиторов, дирижёров, исполнителей. Среди них — экземпляры, подписанные Родионом Щедриным, Самуилом Фейнбергом, Панчо Владигеровым, Арно Бабаджаняном, Дмитрием Кабалевским, Мирой
Среди других экспонатов из архива пианиста выделяются фотопортреты — снимки самого музыканта, выполненные в разные годы, фотопортрет первой учительницы Гилельса, профессора Берты Рейнгбальд, с дарственной записью, фотография Гилельса с американским пианистом Владимиром Горовицем, фотография Гилельса в кругу других композиторов — Тихона Хренникова, Игоря Стравинского, Арама Хачатуряна.
Справка
Эмиль Гилельс родился в 1916 году в Одессе в семье служащего сахарного завода, мать занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. Детство Эмиля и его сестры Елизаветы — в будущем скрипачки и жены известного скрипача Леонида Когана — пришлось на трудные голодные годы Гражданской войны. Тем не менее родители, заметив у детей интерес к музыке, нашли для них лучших педагогов. Игре на фортепиано Эмиль начал обучаться у известного одесского педагога Якова Ткача. Яркое музыкальное дарование мальчика проявилось рано, и уже в 13 лет состоялось его первое концертное выступление.
В 1930-е годы он учился в Одесской консерватории у профессора Берты Рейнгбальд, которая подготовила его к Первому Всесоюзному конкурсу музыкантов-исполнителей (1933). Победа на этом конкурсе стала его триумфом и принесла ему всесоюзную известность.
Эмиль Гилельс продолжает обучение в аспирантуре Московской консерватории у профессора Генриха Нейгауза и готовится к Международному конкурсу пианистов в Брюсселе (1938) — одному из самых престижных и сложных соревнований. В этом конкурсе на победу претендовали представители более 90 старейших фортепианных школ из разных стран. Конкурс включал три непростых тура, сложнейшим из них был последний — участник должен был исполнить современное сочинение бельгийского композитора Жана Абсиля, и на разучивание давалась неделя в полной изоляции в гостиничном номере.
Первая премия единогласно была присуждена Гилельсу. Зал и жюри, нарушив условия конкурса, стоя аплодировали музыканту. Победа в конкурсе принесла Гилельсу мировую славу, на границе его встречали как героя, о нём писала вся советская и зарубежная пресса, его принимали в Кремле. Это был грандиозный триумф не только пианиста, но и всей советской исполнительской школы.
Свою артистическую деятельность Гилельс сочетал с педагогической работой в Московской консерватории, где в 35 лет он получил звание профессора.
Эмиль Гилельс репетирует. 1972. Автор фото — Дениз Толковски
Источник фото:
Emil Gilels Foundation