Наш Пушкин
10 февраля 1837 года не стало Александра Сергеевича Пушкина. В России в этот день вспоминают великого поэта. Об архивах Пушкина в рамках проекта «Музей истории библиотеки» рассказывает главный специалист сектора истории библиотеки Ольга Соломина.
С именем Александра Сергеевича Пушкина был тесно связаны Московский публичный и Румянцевский музеи, в которых долгое время хранился его архив. Архив создавался по двум направлениям — выявление документов поэта в архивах и коллекциях его современников, друзей и родственников, а также передача музею архива, хранившегося в семье Пушкина. С собраниями Вукола Ундольского, Сергея Полторацкого, Михаила Жихарева, Михаила Погодина в музей поступили письма поэта, автографы стихотворений «Не пой, волшебница, при мне…» и «Цветы последние милей…», статей, записи народных песен «Как у нас было на улице…» и «Не белинька берёзанька к земле клонится…». Единичные поступления документов поэта продолжались до 1935 года.
Передача архива, хранившегося в семье поэта, началась в 1880 году. В Москве был торжественно открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину. К этим дням было приурочено открытие Пушкинской выставки, организованной Обществом любителей российской словесности. Выставка открылась 5 июня и разместилась в двух залах Дворянского собрания (ныне Дом Союзов): были «в особых витринах выставлены рукописи, черновые наброски стихотворений, рисунки пером». Автографы Пушкина предоставил на выставку сын поэта — Александр Александрович. В РГБ хранятся два издания о выставке. Одно из них — «Альбом Московской Пушкинской выставки 1880 года. Издание Общества любителей российской словесности под редакцией действительного члена Льва Поливанова», напечатанный в 1882 году (переиздан в 1887 году) . Экземпляр 1882 года ранее принадлежал меценату и собирателю Кузьме Терентьевичу Солдатёнкову, о чём есть отметка на форзаце: «Из библ. К. Т. Солдатёнкова». Сохранился также отчёт о выставке в приложении к журналу «Народная школа» № 9 1880 года издания, составленный Александром Петровичем Пятковским, под названием «Пушкинский праздник в Москве». На форзаце дарственная надпись: «Князю Павлу Петровичу Вяземскому от... автора. 18.12.1880». Возможно, эта книга происходит из библиотеки Вяземских в Остафьево.
Ещё до открытия памятника и выставки, 9 мая 1880 года старший сын поэта Александр Александрович Пушкин сообщил музею о своём желании: «В ознаменовании торжественного дня открытия в г. Москве памятника отцу моему Александру Сергеевичу Пушкину, предполагая передать в общественную собственность сохранившиеся у меня подлинные рукописи его сочинений, я избрал местом хранения их на вечные времена находящийся под вашим управлением Московский публичный музей, куда эти рукописи и будут доставлены из Общества любителей российской словесности». Передача автографов проходила через Петра Ивановича Бартенева в 1880—1903 годах. Кроме автографов основных произведений, были переданы 89 писем к Пушкину, 64 письма поэта к его жене, о которых было оговорено, что они «в течение 50 лет в чтение никому выдаваемы не будут».
В 1899 году музей принял участие в юбилейной Пушкинской выставке. В Москве были организованы две выставки: одна — Обществом любителей российской словесности, она проходила в залах Исторического музея с 29 мая по 13 июня, поставив перед собой задачу дать изображения «самого Пушкина».
Другую Пушкинскую выставку проводил Музей в Пашковом доме в залах картинной галереи с 12 по 25 мая 1899 года. Комиссией по устройству Пушкинской выставки было принято решение: «Посетители допускаются на выставку бесплатно. Устроить выставку в Ивановском зале и в соседнем с ним, заградив вход в следующие залы щитами. Принять меры предосторожности для охранения экспонатов. При выборе рукописных тетрадей для выставки руководиться степенью известности произведения и количеством поправок, заключающихся в рукописи. Из рисунков выставлять как можно более оригинальных; ввиду того, что не все оригиналы могут быть выставлены, часть их представить в фотографических снимках». Сыну поэта Александру Александровичу Пушкину было послано приглашение посетить выставку, тогда же он был избран почётным членом Московского публичного и Румянцевского музеев. Был выпущен «Указатель к Пушкинской выставке 1899 года Московского публичного музея». Выставка состояла из двух разделов: в первом были помещены рукописи и рисунки поэта, во втором — печатные издания.
К 1917 году в Музее в архиве поэта хранились все его рабочие тетради, множество тетрадок, листов и листков с его записями и рисунками, переписка с родными и друзьями, его стихотворные и прозаические работы, больше всего в черновиках, а некоторые переписанные поэтом. Здесь же находились автографы поэм «Евгений Онегин», «Борис Годунов», прозаических произведений «Повести Белкина», «История Пугачёва», лирических стихотворений и другие документы.
После расформирования музея в 1922—1924 годах в составе библиотеки остался отдел рукописей, который продолжал собирать и обрабатывать архивные документы, в том числе и документы Пушкина.
В июле 1919 года от внука Александра Сергеевича, Григория, поступил дневник деда за 1834—1835 годы. Дневник был приобретён за 40 000 рублей «керенками», поскольку, как писал Григорий, «это последнее средство к жизни моей семьи». Последние годы жизни внук Пушкина Григорий Александрович работал в библиотеке в отделе рукописей библиотекарем 1-го разряда.
Вместе с другими архивами продолжали поступать и автографы Пушкина. К 1937 году объём архива Пушкина достиг более 8800 страниц, став наиболее полным собранием пушкинских документов. За время хранения пушкинского архива в библиотеке его активно использовали специалисты и не только. Сохранились письма видных пушкинистов — Бориса Модзалевского, Павла Щеголева, Татьяны Цявловской с просьбой о предоставлении и копировании рукописей. В 1936 году Татьяна Цявловская беспокоится, что «рукописи Пушкина кажутся мне слишком легко доступны для учащейся молодёжи. Учиться на рукописях — непозволительная роскошь. Для этого существуют фотокопии. М[ожет] б[ыть,] следовало бы завести умывальник, для мытья рук непосредственно перед обращением к рукописи». Архив поэта хранился в шкафчике, который, по музейному преданию, поступил из имения Лопасня, принадлежавшего Александру Александровичу Пушкину, вместе с документами.
В отделе стали собирать и мемориальные вещи поэта. Так, из Симонова монастыря 21 июля 1930 года был получен перстень Веневитинова. После ликвидации литературного музея в Остафьево, в котором хранились мемориальные вещи Пушкина, Карамзина, Вяземского, часть этих реликвий была перевезена в библиотеку, а остафьевская библиотека поступила в основной фонд Ленинки. Тогда же из Остафьево в отдел рукописей попадает мебель из Карамзинского кабинета: письменный стол Пушкина, его витрина для книг, чугунный бюст Пушкина с подставкой, витрина с жилетом Пушкина, восковой свечой и белой лайковой перчаткой, рисунок с местом дуэли Пушкина, картины Козлова и Дмитриева, изображающие поэта, кресло, вышитое Натальей Николаевной Пушкиной.
В 1937 году страна впервые на государственном уровне отмечала 100 лет со дня смерти Пушкина. В декабре 1935 года был создан Всесоюзный Пушкинский комитет для организации и руководства мероприятиями по увековечению памяти поэта. Выставка была открыта 12 февраля 1937 года: в 17 залах второго этажа Исторического музея в Москве разместились экспонаты из Государственной библиотеки имени В. И. Ленина, Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, музеев Москвы и Ленинграда. Тогда же начались и передачи пушкинских материалов из библиотеки. В Ленинград в музей «Последняя квартира Пушкина. Мойка, 12» 31 декабря 1936 года передаются «письменный стол и жилет (в футляре) предназначаемые для экспозиции». Туда же отправляются «перчатка и свечи, связанные с памятью А. С. Пушкина». В 1937 году был издан «Краткий путеводитель по выставке, посвящённой столетию со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина».
4 марта 1938 года вышло Постановление Совета народных комиссаров Союза ССР № 256 «Об организации Государственного музея А. С. Пушкина», согласно которому Всесоюзная Пушкинская выставка реорганизовалась в Государственный музей А. С. Пушкина, переданный в ведение Института мировой литературы имени А. М. Горького (ИМЛИ). В музее сосредоточились все материалы, связанные с жизнью и творчеством Пушкина: подлинные рукописи поэта, архивные дела и документы, живопись, графика, скульптура, предметы быта, редкие книги и другие материалы. Музеи, архивы, библиотеки, хранящие материалы о поэте, были обязаны сдавать их в Государственный музей А. С. Пушкина. Планировалось «предоставить музею А. С. Пушкина необходимое помещение в старом здании библиотеки им. В. И. Ленина (Пашков дом). Впредь до освобождения здания библиотекой им. В. И. Ленина, музей А. С. Пушкина оставить в помещении Государственного исторического музея».
Вплоть до 1941 года вновь созданный музей собирает материалы, а библиотека принимает в этом активное участие. Из архивов, хранящихся в отделе рукописей, изымаются пушкинские письма, документы, картины и литографии того времени. Передаются не только подлинные документы, но и их копии. В сентябре 1938 года Государственному музею А. С. Пушкина было передано 4848 негативов с автографов поэта. По описи сдали мемориальные вещи, полученные из остафьевского музея, — «статуэтку (восковую) работы Теребенева, пюпитр с бронзовым дельфином, тросточку Пушкина и ящик Вяземского с деревянными обрезками». В марте 1939 года в музей передали кресло, вышитое Натальей Николаевной Гончаровой. К 1941 году все рукописи и мемориальные вещи Пушкина из библиотеки были переданы в Государственный музей А. С. Пушкина.
После Великой Отечественной войны Пушкинский музей всё ещё находился в здании Исторического музея и состоял в ведении ИМЛИ. Стало понятно, что Пашков дом освободится не скоро. Строительство нового здания библиотеки закончилось только в 1960 году.
По решению Президиума Академии наук СССР, в свете подготовки к 150-летию со дня рождения Пушкина, Государственный музей А. С. Пушкина перевели из Москвы в Ленинград, все архивные фонды, принадлежавшие музею, были переданы в Институт русской литературы (Пушкинский Дом). В июне—июле 1948 года рукописи поэта и связанные с его именем архивные материалы перевезли из Москвы в Пушкинский Дом, где, соединившись с уже хранившимися в рукописном отделе автографами и документами, они образовали Пушкинский фонд.
До 1991 года продолжалось действие постановления СНК СССР № 256, поэтому документы Пушкина, которые поступали в отдел рукописей библиотеки после 1938 года, должны были передаваться в Пушкинский Дом. После распада СССР исчезла и необходимость выполнять постановление СНК СССР № 256. В конце 1995 года отдел рукописей приобретает альбом, бытовавший в семье Пушкиных и, по семейному преданию, подаренный Василием Андреевичем Жуковским Наталье Николаевне перед её новым замужеством. В отделе рукописей в фонде Оленина (Ф.211) хранится подписной лист на сооружение памятника Николаю Ивановичу Гнедичу, датированный апрелем 1833 года. Среди подписавшихся на пожертвование есть подпись Александра Сергеевича.