Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

На войне как на войне

04 мая 2020 года

Ленинка, как и все, участвует в праздновании 75-летия великой Победы. Отдел изоизданий Российской государственной библиотеки готовит выставку для Розового зала. В ходе подготовки к проекту были оцифрованы работы военных корреспондентов из фондов РГБ. Среди них — фотографии Сергея Струнникова, который работал в газете «Правда» практически с начала войны и погиб под Полтавой летом 1944 года. Ему было 36 лет.


Сергей Струнников в вагоне кинопоезда имени К. Е. Ворошилова. 1934 год

Сергей Николаевич Струнников родился в 1907 году в Херсоне в семье художника. Учился в Москве на операторском отделении Государственного кинотехникума и одновременно работал осветителем на студии «Межрабпомфильм». После окончания учебы хорошо проявил себя в съемочной группе Всеволода Илларионовича Пудовкина. С 19 лет его работы начинают публиковать в прессе. В 1940 году в Центральном доме журналиста состоялась выставка «Фото С. Струнникова 1930—1940 гг».

В августе 1941 года начал работать как военный корреспондент в газете «Правда». Чаще всего сотрудничал с пишущим корреспондентом Петром Лидовым. В 1942 году 57 работ Струнникова были представлены на выставке «Москва военная» в Центральном доме Красной армии. В том же году фотограф был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги». Погиб Сергей Струнников в ночь с 22 на 23 июня 1944 года от авиационной бомбы на военном аэродроме под Полтавой. Эта бомба унесла и жизнь его друга и коллеги Петра Лидова.

Международную известность Сергей Струнников приобрел благодаря посмертным снимкам Зои Космодемьянской, опубликованным 27 января 1942 года в газете «Правда». Снимок впервые появился в газете «Правда» на второй полосе с другим снимком Струнникова на первой полосе. На примере этого номера, кстати говоря, очень хорошо видна задача военных фотографов — поддерживать боевой дух тем, кто на фронте, и — веру в победу тем, кто в тылу.


Газета «Правда», 27 января 1942 года.
Слева: Красная площадь. «Доблестные защитники отечества направляются на фронт». Фото С. Струнникова. Источник: Электронекрасовка
Справа: Труп комсомолки-партизанки Татьяны [Зоя Космодемьянская], зверски замученной и повешеной гитлеровскими бандитами в деревне Петрищево, Верейского района, Московской области. Фото С. Струнникова. Источник: Электронекрасовка

До нас дошли не только фотографии, но и дневники и письма фотографа.

После перенесенного сыпного тифа из подмосковного санатория «Архангельское» Сергей Струнников пишет другу-корреспонденту «Правды» Петру Лидову: «14 марта 1942 г. Судьба и обстоятельства перебросили меня в санаторий, где я ремонтирую свое здоровье, чтобы вновь вместе с Вами (это мое желание) создавать ценные вещи нашей эпохи для потомков, для истории, отойти от стандарта и брать самую соль жизни, самое острое, самое необходимое».

Сергей Струнников говорил про свою работу: «Фотография — это документ… И если я заставлю людей позировать мне, играть ради снимка, то займусь не чем иным, как подделкой документов».


Фотографии Сергея Струнникова из фондов РГБ

Из записей в дневнике Струнникова, датированных весной 1944 года: «Мы в двух километрах от противника. Целый день над нами летают „мессеры“. Работают артиллерия, миномёты. Снимаю всё, что может отразить войну. <...> Вечером наша тройка (Л. С. Соболев, И. И. Золин и я) заходим к дежурному. Неожиданно он нам сообщает, что Калашников убит... Не могу себе представить: только вчера утром мы все брели вместе и ночевали в одной комнате. Только вчера утром я снимал его. Оказалось, это было в последний раз... ...Никто не гарантирует, будем мы завтра живы или нет. Мы находимся в самом огне борьбы за Севастополь. Под этим городом почти уже накануне самой победы погиб наш верный товарищ большевик Миша Калашников, самый отзывчивый из среды репортеров, которых я знаю. Он честно отдавал все свои силы газете».

Вскоре после этой записи Струнников погиб на военном аэродроме под Полтавой. Его коллега Лазарь Бронтман, редактор газеты «Правда» так писал об этом 25 июня в своем дневнике:

«Эти дни в редакции траур. Днем 22-го получили телеграмму: „В ночь с 21 на 22 июня на месте командировки бомбой убиты ваши корреспонденты Лидов и Струнников, и корреспондент „Известий“ Кузнецов. Похороны устраиваются на месте. Прошу сообщить Ровинскому. Полковник Денисов“. Утром 22-го они вылетели на базу „летающих крепостей“, а ночью были убиты. Страшно. Меня эта весть поразила почему-то больше, чем известие о гибели Калашникова. Еле сдерживал слезы. Как раз накануне вечером оба были у меня. Струнников показывал снимки приема в особняке НКИД. Молотов, Микоян, Вышинский, Лозовский — прямо живые, свежо и непосредственно. Написал я вчера некролог о нем. Теплый, как мог».

В фондах РГБ есть альбомы с работами Сергея Струнникова — всего более тысячи фотографий. Мы показываем только некоторые из них. Сегодня это документы времени, которые интересно смотреть не только сами по себе, но и в контексте полос газеты, для которой они были сделаны.

Его фотографии очень часто публиковались на первых полосах в газете «Правда». Струнников — автор кадров, вселяющих надежду и уверенность, кадров, перевернувших визуальные нормы и способ видеть мир.


Фотография Сергея Струнникова из фондов РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться