17 марта книжный магазин в первом подъезде не работает по техническим причинам.

Спросите библиотекаря

Музыка в жизни А. С. Грибоедова

17 марта 2025 года

В отделе нотных изданий и звукозаписей 14 марта состоялась вторая встреча из цикла «Нотно-музыкальный отдел рассказывает», посвящённая роли музыки в жизни Александра Сергеевича Грибоедова.


Лектор, главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Людмила Лейченко
Фото: Мария Говтвань, РГБ

В лекции Людмилы Лейченко прозвучали интересные малоизвестные факты о Грибоедове-музыканте: он превосходно играл на фортепиано, флейте, органе. Современники отмечали, что Александр Сергеевич был большим знатоком музыки. Его любимыми композиторами были Вольфганг Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Йозеф Гайдн, Карл Мария Вебер и другие. С большим вниманием и любовью Грибоедов относился к народной песне. Например, известно, что он «подсказал» Михаилу Глинке тему будущего романса «Не пой, красавица, при мне», наиграв композитору мелодию грузинской песни.

Любопытным оказался факт, что Грибоедов, часто выступая на домашних и любительских вечерах в качестве солиста-импровизатора, любил аккомпанировать певцам.

На лекции рассказали о знакомстве Александра Грибоедова с его будущей женой — юной княжной Ниной Чавчавадзе в Тифлисе, где он в 1828 году остановился на некоторое время по пути дипломатической миссии в Персию. Грибоедов давал ей уроки музыки. К сожалению, очень скоро после венчания юной четы княжна Нина узнала о гибели своего мужа. В знак памяти и любви она часто играла пьесы Грибоедова, которые так и не были изданы.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: РГБ
  • Фото: РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Особое внимание в лекции обратили внимание на нотные издания сочинений Грибоедова, хранящиеся в фонде библиотеки, — вальсы, которые впервые были изданы в 1832 году в «Лирическом альбоме» Николая Норова и Ивана Ласковского, а также переложения вальсов для голоса и разных инструментов композиторов последующего времени.

Не менее важными стали ноты сценических произведений ХХ века, написанных на сюжет пьесы Грибоедова «Горе от ума» — оперы Михаила Иванова (1910), Бориса Зейдмана (1949), Геннадия Банщикова (1982), оперы Бориса Гробовского (премьера 2017 года). Любопытна также опера Давида Торадзе «Невеста Севера» (1958), написанная на основе исторических фактов из жизни Грибоедова.

Помимо демонстрации нот лекция сопровождалась прослушиванием записей из фонда отдела вальсов для фортепиано Александра Грибоедова, арии Нино из оперы «Невеста Севера», фрагменты из комедии «Горе от ума» в исполнении Михаила Царёва.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться