Музыка в жизни А. С. Грибоедова
В отделе нотных изданий и звукозаписей 14 марта состоялась вторая встреча из цикла
Лектор, главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Людмила Лейченко
Фото: Мария Говтвань, РГБ
В лекции Людмилы Лейченко прозвучали интересные малоизвестные факты
Любопытным оказался факт, что Грибоедов, часто выступая на домашних и любительских вечерах в качестве
На лекции рассказали о знакомстве Александра Грибоедова с его будущей женой — юной княжной Ниной Чавчавадзе в Тифлисе, где он в 1828 году остановился на некоторое время по пути дипломатической миссии в Персию. Грибоедов давал ей уроки музыки. К сожалению, очень скоро после венчания юной четы княжна Нина узнала о гибели своего мужа. В знак памяти и любви она часто играла пьесы Грибоедова, которые так и не были изданы.
Особое внимание в лекции обратили внимание на нотные издания сочинений Грибоедова, хранящиеся в фонде библиотеки, — вальсы, которые впервые были изданы в 1832 году в «Лирическом альбоме» Николая Норова и Ивана Ласковского, а также переложения вальсов для голоса и разных инструментов композиторов последующего времени.
Не менее важными стали ноты сценических произведений ХХ века, написанных на сюжет пьесы Грибоедова «Горе от ума» — оперы Михаила Иванова (1910), Бориса Зейдмана (1949), Геннадия Банщикова (1982), оперы Бориса Гробовского (премьера 2017 года). Любопытна также опера Давида Торадзе «Невеста Севера» (1958), написанная на основе исторических фактов из жизни Грибоедова.
Помимо демонстрации нот лекция сопровождалась прослушиванием записей из фонда отдела вальсов для фортепиано Александра Грибоедова, арии Нино из оперы «Невеста Севера», фрагменты из комедии «Горе от ума» в исполнении Михаила Царёва.