Лекционно-дискуссионный диптих Константина Райкина «Мольер & Островский». Встреча вторая. Островский
22 февраля в Российской государственной библиотеке прошла вторая встреча с Константином Райкиным, актёром театра и кино, режиссёром, художественным руководителем Российского государственного театра «Сатирикон». Темой обсуждения в рамках лекционного диптиха «Мольер & Островский» стала современная интерпретация пьес Островского в постановках театра.
В отделе рукописей РГБ хранится
фонд Александра Николаевича Островского
На выставке в Голубом зале, подготовленной к лекционному диптиху, представлены: черновой автограф пьесы «Гроза» (1859) и её первое издание (1860), на которое публицист Николай Александрович Добролюбов написал известную статью «Луч света в тёмном царстве»; рукописи пьес «Доходное место» (1856), «Бесприданница»
Тетради, хранящиеся в РГБ, наглядно показывают, как строго Островский относился к самому себе, как тщательно прорабатывал каждую фразу, каждое слово. В письме к Николаю Алексеевичу Некрасову (1874) он писал: «У меня очень много идёт времени на обдумывание и отделку. Я не выпускаю нового произведения до тех пор, пока не уверюсь, что употребил на него все силы, какие у меня есть». Листая рукописи Островского, Константин Райкин делился своими впечатлениями :
Я никогда раньше не видел почерка Островского. Эти рукописи имеют энергию, энергию гения. Боже, как это написано! Сколько здесь божественной мазни! С одной стороны, он так аккуратно пишет, перо прямо ювелирное, а с другой — всё равно делает
Константин Райкинкакие-то исправления, зачёркиваетчто-то, вставляет.
С Островского начинается русский театр в его современном понимании, он разработал театральную школу и целостную концепцию игры на сцене: «Александр Николаевич всё своё мироощущение выражал через театр. Из драматургов, писавших на русском языке, он знал законы театра, как никто другой. Просто диву даёшься, до какой степени он знает театральные способы воздействия на публику. Его пьесы наполнены страстями, коллизиями, в них замечательно выстроены сюжеты, интереснейшие, острейшие столкновения характеров, взглядов, позиций. Островский — обязательный автор, через которого методом полного погружения у меня проходят все студенты, будущие актёры».
Всего драматургом написано 48 пьес. В «Сатириконе» в разные годы было поставлено семь спектаклей по пьесам Островского. В текущем сатириконовском репертуаре два спектакля: пьеса «Бесприданница» в постановке Елены
Пьеса «Доходное место» была поставлена в «Сатириконе» дважды: в 2003 году и в другом составе возобновлена в 2009 году. Это было первое режиссёрское прикосновение Райкина к драматургии Островского. «„Доходное место“ — одна из его самых великих пьес, и совершенно невероятно, что она написана так давно, — восхищается Константин Аркадьевич. — До такой степени точно попадание в наше время, что ощущение, будто
Во время встречи в Российской государственной библиотеке гости увидели на большом экране фрагменты купеческой комедии «Не всё коту масленица», главную роль в которой сыграл Константин Райкин; отрывки
В завершение вечера Константин Аркадьевич поделился своими размышлениями о «Грозе» Островского, постановкой которой занимается в настоящий момент: «Кажется, что „Гроза“ — это
Пьесы Островского не теряют своей актуальности и вот уже на протяжении 170 лет входят в репертуар русских театров. В 2023 году наша страна будет праздновать 200 лет со дня рождения великого русского драматурга. Выставка в Голубом зале — это лишь небольшой анонс, знакомящий с наследием писателя, которое хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки.
Благодарим всех, кто принимал участие в подготовке и организации встреч с Константином Райкиным как со стороны театра «Сатирикон», так и со стороны Российской государственной библиотеки. Последний год принёс нам несколько интересных совместных проектов: прошлой зимой актёры театра
прочитали свои любимые стихи
в пространствах библиотеки; осенью 2021 года мы вместе отпраздновали юбилей Достоевского, проведя в Доме Пашкова интеллектуальную
Оцифрованные книги и рукописи
- А. Н. Островский. Гроза. Драма в 5 действиях. Черновой автограф. 1859. — Открыть в НЭБ
-
А. Н. Островский. Бесприданница. Рукопись, черновой автограф.
1874—1878. — Открыть в НЭБ - А. Н. Островский. Воевода (Сон на Волге). Сцены из народной жизни XVII века, в 5 действиях с прологом. Москва, 1890. — Открыть в НЭБ
- П. В. Безобразов. Рукописи А. Н. Островского // Исторический вестник. Т. 39, № 2 (февраль). СПб., 1890. — Открыть в НЭБ
- Памяти А. Н. Островского. Сборник статей об Островском и неизданные труды его. К столетию со дня рождения, 1823—1923. Петроград, 1923. — Открыть в НЭБ
- Островский. 13 апреля 1823 — 31 марта 1923. К столетию со дня рождения. Юбилейный сборник. Москва, 1923. — Открыть в НЭБ
- А. Н. Островский. Новые материалы, письма и статьи // Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Труды. Сб. 4. Москва, 1939. — Открыть в НЭБ