«Маски» Сарьяна в ЦВЛ
23 ноября в Центре восточной литературы в рамках выставки «Гителик: познать Армению» прошла лекция , посвящённая творчеству выдающегося армянского художника Мартироса Сарьяна. В центре внимания находились египетские маски, которые стали очень важным, знаковым элементом его картин.
На лекции, которую провела журналист, культуролог, специалист по истории армянского искусства Нарине Эйрамджянц, были раскрыты многие тайны египетских масок художника.
Мартирос Сарьян — известный советский художник. До революции он участвовал в художественных группах «Голубая роза», «Мир искусства» и других. Позже стал основателем новой школы армянской живописи.
Например, с любимой жёлтой маской Сарьяна написан автопортрет. А на картине «Моя семья», где изображены супруга и сыновья, сам художник присутствует номинально — его портрет висит за спиной родных рядом с белой маской. Постепенно этот элемент картины из реального переходит в разряд экзистенциальных. Сарьян переносит маску на лица людей, пустые глазницы — главный признак, по которому можно её опознать. Этим приёмом мастер передавал множество чувств и событий: наступившую старость, горе, напряжение и другие.
Лектор представил фотографии Иды Карр, которые были сделаны в мастерской Сарьяна. Рассказал ещё об одной маске — красной, той, которая написана на знаменитом портрете поэта Егише Чаренца, чудом сохранившемся после конфискации и уничтожения многих работ художника. Показал «Большой восточный натюрморт» 1915 года, судьба которого складывалась трагично: полотно было лично уничтожено мастером, разрезано на несколько частей. Но благодаря реставраторам Всероссийского художественного
В настоящее время египетская коллекция Сарьяна хранится в Национальной галерее Армении .