«Снились мне цветущие долины...»
Гравюры Марины Лазаревой на Мраморной лестнице
На площадке Мраморной лестницы Российской государственной библиотеки проходит выставка «От газетного репортёра до первого русского Нобелевского лауреата» , приуроченная к юбилею Ивана Алексеевича Бунина. Особую часть выставки составляют гравюры из «Крымского альбома» художника-графика Марины Викторовны Лазаревой. В этом цельногравированном альбоме пейзажи выполнены автором в технике меццо-тинто, а стихи Бунина награвированы резцом.
Художник-график Марина Викторовна Лазарева родилась 11 марта 1961 года в Москве. В 1979 году окончила Московскую Школу Художественных Ремёсел по специальности ювелир. В настоящее время она живёт и работает в городе Лосино-Петровском Московской области. Марина Лазарева — член Союза художников России и Московского Союза художников (отделение «Московский эстамп»).
В 2013 году Лазарева была награждена золотой медалью Союза художников России «Духовность, традиции, мастерство», в 2019-м — медалью Московского Союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства», а в 2017 награждена значком «Посол Международного фестиваля меццо-тинто».
В 2020 году за серию гравюр «Крымский альбом. Возвращение» Марину Лазареву наградили дипломом Российской Академии Художеств. Эти гравюры можно увидеть на Мраморной лестнице РГБ на выставке, посвящённой юбилею Бунина — они сопровождают поэзию Ивана Алексеевича как графический аккомпанемент, трансформируя красоту слога в изящные образы.
Марина Лазарева занимается гравюрой на меди более 30 лет, среди её излюбленных техник — меццо-тинто, сухая игла, резцовая гравюра. Творческий интерес к печатной графике определился рано, после встречи в 1985 году с Владимиром Александровичем Самариным — одним из лучших художников среди немногих отечественных мастеров меццо-тинто.
Около десяти лет длилось творческое общение, всё это время учитель делился тонкостями мастерства. Техника «чёрной манеры» оказалась близка Марине Лазаревой своей мягкостью, живописностью, сложностью тональных переходов. Гравюра объединила её увлечение рисунком и огромную любовь к работе с металлом.
В середине 1990-х годов Марина Лазарева работала в Российской государственной библиотеке реставратором старинных книг, создала несколько авторских переплётов.
В 2011 году начала самостоятельно осваивать резцовую гравюру на меди, расширив свой творческий диапазон. В Музее книги РГБ можно увидеть гравюры и инструменты художника для работы в технике меццо-тинто.
Трудно назвать любимый жанр Марины Лазаревой — её удивляет мир во всём многообразии. Марина много путешествует. Из своих поездок она привозит натурные зарисовки и живые впечатления, которые затем интерпретирует в гравюре.
Справка:
Гравюры Марины Лазаревой хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Российской государственной библиотеке, Музее Книги Российской государственной библиотеки, Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, Чувашском государственном художественном музее, Рязанском государственном художественном музее им. И. П. Пожалостина, Ялтинском доме-музее А. П. Чехова, доме-музее И. А. Бунина в Орле, Щёлковской картинной галерее, Художественной галерее г. Электроугли, частных коллекциях в России и за рубежом.