Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

«Без Кукрыниксов советское искусство просто немыслимо»

25 мая 2020 года

Кукрыниксы — коллективный псевдоним, под которым творила команда художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Некоторые из их карикатур военного времени опубликованы в альбоме «Победа в рисунках» , который к 75-летнему юбилею Победы выложен в свободный доступ в Национальной электронной библиотеке.

Обложки журналов «Крокодил» с рисунками Кукрыниксов

«Крыкуп»

Художники Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000) подружились и начали рисовать вместе в 1920-е годы, будучи студентами графического факультета ВХУТЕМАСа. Самые первые совместные работы имели подпись «Крыкуп» (Крылов и Куприянов), а потом к художникам присоединился Николай Соколов, и «Крыкуп» трансформировался в «Кукрыниксов». Их рисунки стали публиковаться на страницах журналов «Комсомолия» и «На литературном посту», где художники познакомились с Владимиром Маяковским , Львом Кассилем и другими литераторами. Тогда же начали они сотрудничать в журналах «Безбожник у станка», «Крокодил», в газете «Правда».

В предисловии к вышедшей в 1930 году книге литературных пародий Александра Архангельского, к которой Кукрыниксы нарисовали шаржи на поэтов и писателей, критик Леопольд Авербух писал:

Этот коллектив, состоящий из трёх молодых художников, также широко известен — к сожалению, пока только преимущественно в литературных кругах. Но Кукрыниксы явно имеют право на большее внимание — многие отнюдь не легкомысленные люди начинают смотреть журнал «На литературном посту» с карикатур Кукрыниксов. Думается, что Кукрыниксы много могут сделать и в театре: у них не только много художественного чутья, но уже и много уменья и верная установка.

В 1931 году Кукрыниксы познакомились с Максимом Горьким. В статье к каталогу их первой персональной выставки, состоявшейся в 1932 году, писатель назвал художников «единосущной и нераздельной троицей».

  • Карикатура в журнале «Крокодил» № 5 за 1943 год
  • Карикатура в журнале «Крокодил» № 2 за 1942 год
  • Карикатура в журнале «Крокодил» № 21 за 1942 год

Как работали эти три художника: как выбирали тему для рисунков, делали эскизы, обсуждали стиль и акценты? Описание творческого процесса Кукрыниксов, который сложился уже в 30-е годы, можно найти в книге «Плакат и художественная репродукция» :

Первым делом рождается образ, «формула» рисунка — в результате наблюдения за окружающей жизнью, событиями и длительных совместных обсуждений темы.

Обсудив тему, каждый художник уже отдельно работает над эскизом. Из них берётся тот, который, по общему мнению, признан лучшим. Он дополняется, корректируется затем в отдельных его деталях. Таким образом создаётся окончательная редакция эскиза, по которому уже выполняется само произведение.

Если рисунок небольшой, его делает кто-то из трёх художников. Другие вносят детали, штрихи, увеличивающие выразительность. Если задуман большой рисунок, его делают все вместе. Но дело, конечно, не в этой технике работы, а в том, чтобы, найдя «формулу» — образ, придать ему наиболее реалистический характер, достичь предельной выразительности.

В книге «Плакат и художественная репродукция» назван художник, которого Кукрыниксы считали своим учителем — это французский график и живописец Оноре Домье.

  • Карикатура в журнале «Крокодил» № 34 за 1944 год
  • Карикатура в журнале «Крокодил» № 11 за 1944 год
  • Карикатура в журнале «Крокодил» № 21 за 1944 год

«Маршкукрыниксы»

Во время Великой Отечественной войны в сотрудничестве с другими художниками и литераторами Кукрыниксы участвовали в создании плакатов «Окна ТАСС». Уже на третий день войны на улицах городов появился первый военный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Николай Соколов вспоминал об этих днях в книге воспоминаний «Наброски по памяти»:

«Шёл третий день войны с фашистской Германией. На улицах Москвы только что расклеен наш первый плакат „Беспощадно разгромим и уничтожим врага!“. На плакате изображено, как красноармеец протыкает штыком голову Гитлера, протягивающего когтистую лапу.

Ежедневно мы, Кукрыниксы, собираемся втроём в общей квартире моей и Крылова, чтобы работать над карикатурами и плакатами. В один из таких дней к нам приходит взволнованный Самуил Яковлевич Маршак.

— Что если нам попробовать работать совместно? Карикатуры и плакаты — ваши, а стихи к ним — мои? — тяжело дыша, предлагает Маршак.

Мы тут же соглашаемся, считая это очень удачным. И начиная со следующего дня мы собираемся за нашим рабочим столом уже вместе с Маршаком. Забывая об усталости, работаем часто бессонными ночами. Делать лучше, быстрее, больше — вот что было единственным стремлением нашего содружества, которое мы в шутку называли „Маршкукрыниксы“.

<…> Работа шла, как правило, за одним столом. Рисовались карикатуры и плакаты, и тут же писались к ним стихи. Стол был завален бумагой, красками. Здесь же были разложены фотографии фашистских главарей и их жертв. Эти материалы нужны были нам как документальные свидетельства, усиливавшие злость нашей сатиры».

Писатель Борис Полевой в книге «Силуэты» рассказывает, как в войну Кукрыниксы, сложив свои сбережения, купили коллективно танк Т-34, изобразили на его борту сла­вянской вязью название «Беспощадный», нарисовали карикатурного Гитлера, удира­ющего от этого танка, и по­дарили машину Красной Ар­мии. С экипажем «Беспощад­ного» Кукрыниксы всю войну поддерживали дружбу. Когда танк в бою был подбит, они оплати­ли ремонт. «Беспощадный» дошёл почти до Берлина и был подожжён уже в одном из последних сражений вой­ны.

Карикатура в журнале «Крокодил» № 1 за 1942 год

После войны

Когда Великая Отечественная война закончилась, Кукрыниксы вернулись к политической карикатуре и работе над иллюстрированием книг. Они иллюстрировали романы Максима Горького, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Мигеля де Сервантеса. Искусствовед Галина Леонтьевна Демосфенова описывала творческий процесс художников в работе «Как иллюстрируется книга»:

К серии иллюстраций романа М. Горького «Мать» [Кукрыниксы] сделали в общей сложности около 900 эскизов, этюдов и набросков. Из этого числа только на долю портрета Ниловны приходится 90.

Галина Демосфенова цитирует рассказ самих Кукрыниксов о рождении книжной иллюстрации:

«Засели за работу. Рылись во всевозможных материалах, изучали типы, костюмы, причёски, бытовую обстановку. Трудились очень много, работу проделали колоссальную, отнеслись к ней со всей душой. Ведь в «Климе Самгине» более тысячи страниц, а описание того или другого персонажа разбросано порой по всем трём томам. Характеры также развиваются на протяжении всей эпопеи. Нужно было до всего этого докапываться, собирать описания по кусочкам, делать сводки. К тому же вообще в начале работы приходится мучиться, чтобы найти стиль и общее композиционное решение иллюстраций. Это трудно, и находишь это не сразу».

У Кукрыниксов регулярно проходили выставки, издавались альбомы репродукций, о них выходили статьи в газетах. «В тесном содруже­стве, в упорной, но всегда вдохновенной работе, в дру­жеских спорах и было создано и создаётся всё кукрыниксовское, без чего наше совет­ское искусство теперь уже просто немыслимо», — написал в 1974 году Борис Полевой в газете «Советская культура».

К 75-летию Великой Победы Национальная электронная библиотека опубликовала на своём сайте альбом карикатур на военную тему «Победа в рисунках» . Он составлен из иллюстраций в журнале «Крокодил» за 1941—1945 годы, и в нём есть работы не только Кукрыниксов, но и других советских художников-графиков .

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться