Состоялась Четвёртая Всероссийская научно-практическая конференция «Юргенсоновские чтения»
26 ноября Российская государственная библиотека совместно с Секцией музыкальных библиотек РБА и Благотворительным фондом Петра Юргенсона провела
Четвёртую Всероссийскую научно-практическую конференцию «Юргенсоновские чтения»
. Мероприятие состоялось
Учреждённая в 2017 году, конференция получила своё название по имени одного из выдающихся нотоиздателей России второй половины XIX — начала ХХ века Петра Ивановича Юргенсона. Цель Чтений — в изучении русского нотоиздательского дела, деятельности его главных представителей и музыкально-эстетических традиций XIX — начала ХХ века, в формировании новых концепций и методов в раскрытии нотных фондов ведущих хранилищ страны, а также в привлечении внимания к проблемам сохранности культурного наследия.
Ежегодно конференция посвящается жизни и деятельности конкретного российского издателя. В 2017—2019 годах это были Пётр Иванович Юргенсон, Александр Богданович Гутхейль, Василий Васильевич Бессель соответственно.
Конференция «Юргенсоновские чтения — 2020» посвящена 135-летию со дня открытия известным российским издателем и меценатом второй половины XIX — начала ХХ века Митрофаном Петровичем Беляевым (1836—1904) своей издательской фирмы в Лейпциге (1885).
С приветственными словами и пожеланиями творческих успехов выступили Мария Евгеньевна Ермакова, кандидат исторических наук, начальник управления специализированных отделов Российской государственной библиотеки, и Анастасия Борисовна Юргенсон, президент Благотворительного фонда «Фонд П. Юргенсона». В работе приняли участие учёные и научные сотрудники из Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Саратовской государственной юридической академии, Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, Московского архитектурного института, Государственного института искусствознания, Российского университета дружбы народов, Российского технологического университета, ЦБС ЦАО города Москвы
Вопросы, вынесенные на обсуждение, показали многогранность темы нотоиздательства. Смотреть программу конференции
Доклады и сообщения сгруппировались в три тематических блока.
Бóльшая часть выступлений была посвящена деятельности Митрофана Петровича Беляева: на основе фонда РГБ были рассмотрены наиболее яркие экземпляры из коллекции нот фирмы М. П. Беляева (например, партитуры сочинений Александра Константиновича Глазунова, Николая Андреевича Римского-Корсакова и другие), являющиеся в своём большинстве первыми и единственными изданиями (Екатерина Борисовна Базаева, РГБ); особое внимание было уделено произведениям вокальной музыки русских композиторов, изданных у Митрофана Беляева (Людмила Александровна Лейченко, РГБ); специальное исследование было посвящено отражению особенностей древнерусской книжной и архитектурной традиции в нотных обложках Митрофана Беляева (Галина Владимировна Аксёнова, МПГУ, Москва); выявлены неизвестные ранее вопросы взаимоотношения издателя и композиторов (Владимир Евгеньевич Николаев, Саратов); прослежен путь торговой марки Беляева в Германии после его смерти (Сергей Николаевич Ивашкин, Москва); изучение каталогов издателей конца XIX — начала ХХ века с точки зрения представления в них учебно-педагогической литературы по фортепиано (Ольга Владимировна Радзецкая, Москва).
Несколько докладов традиционно были посвящены издательскому дому Петра Ивановича Юргенсона: рассматривались вопросы технического оснащения типографии издателя (Наталья Вячеславовна Логачева, Москва), были представлены проект восстановления ансамбля Дома П. И. Юргенсона и перспективы создания культурно-музыкального центра (Наталья Валерьевна Юдина, Москва), показана роль и значение просветительской деятельности П. И. Юргенсона в организации музыкальной жизни в XIX веке (Елизавета Владимировна Данилина, Москва).
Не менее интересными стали темы, посвящённые проблеме восстановления нотной библиотеки известного в первой трети ХХ века эмигрантского Хора Сергея Жарова (Светлана Георгиевна Зверева, Москва) и репертуарной политике нотной торговли «Василий Бессель и Кº» (Наталья Фёдоровна Фирсова, Санкт-Петербург). Особое внимание было уделено теме старых русских нот XVIII века, включённых в Реестр книжных памятников, — на примере «Песенника» Герстенберга и Дитмара (Ч. 1—2, 1797—1798) (РГБ) были раскрыты особые владельческие приметы, позволяющие считать ноты, как вид издания, специфической областью научных исследований (Алла Алексеевна Семенюк), а также проведён обзор музыкальных руководств XVIII — начала XIX века, хранящихся в фонде особо редких и ценных нотных изданий РГБ (Юлия Юрьевна Милёшина).
Прекрасным дополнением в работе конференции стали прозвучавшие музыкальные номера в исполнении Елизаветы Данилиной (фортепиано) и Натальи Юдиной (вокал), прозвучавшие из музыкальной гостиной в Доме Петра Юргенсона.
По результатам конференции будет подготовлен сборник «Юргенсоновские чтения».