Лекция «Китайская урбанистика: Шанхай с 1950‑х годов до наших дней» в РГБ
13 декабря 2023 года
В Центре восточной литературы 22 ноября состоялась лекция руководителя Центра городской экономики «КБ Стрелка» Елены Коротковой об урбанистике Шанхая с 1950-х годов до наших дней. Лекция была организована совместно с Китайским клубом «Chinasium» ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1966 году Китай был разделен на «три фронта» — так называлась государственная программа по переводу военных и других заводов вглубь страны. К 1978 году было создано 100 зон экономического развития в Китае. По словам Елены Коротковой, Шанхай вошёл в одну из первых зон, которые стали открываться для иностранного финансирования.
Лектор отметила, что после 1970-х годов начинается постепенный отход от программы финансирования городов Китая. Крупнейшими игроками городского развития в стране стали компании-конгломераты, которые, по словам Елены Коротковой, можно разделить на три группы: осуществляющие общественные услуги, функциональные и рыночные.
Уже к середине 1930-х годов Шанхай превратился в главное «торговое окно» с миром. Лектор также отметила, что те достижения города, которые видимы на сегодняшний день, произошли во многом благодаря колоссальной государственной поддержке (например, разрешались определенные финансовые операции, которые были запрещены в других регионах). Преимущество по строительству инфраструктуры также было отдано именно Шанхаю.
Важной вехой в урбанистике Шанхая стало строительство порта. Это было вызвано необходимостью быстро пришвартовать и загрузить обратно большие, тяжелые корабли. На текущий момент порт является крупнейшим в мире. Елена Короткова отметила, что в конце 1990-х годов шанхайский порт перегружал контейнеров столько, сколько все российские порты вместе взятые.
Лектор также рассказала об озере, которое было вырыто в районе Линганг рядом с мостом, соединяющим Шанхай с портом. Это место сегодня пустующее, похожее на район-призрак. Однако предполагалось, что к 2020 году в район Линганг должно было переехать около одного миллиона человек, в то время как сейчас там проживает всего 350 тысяч. Это связано отчасти с большой удалённостью от центра города — больше часа на метро — и низким спросом на жильё.