Юлия Наполова: «Буквы остаются в музее»
Выставка
«Время собирать… Князь Юсупов и его библиотека»
, приуроченная к
Вы и ваша команда разрабатывали дизайн четырёх выставок в Ивановском зале РГБ: «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» , «Взгляд коллекционера. В честь 10-летия Sotheby’s в России» , «Книги старого дома: мир детства XIX — начала ХХ века» и «Время собирать». Какие у вас впечатления от работы в этом выставочном зале?
Мы все очень любим Ивановский выставочный зал, с этим местом многое связано. Каждый новый проект — ступенька вверх — более многомерный, продуманный, сложный. И конечно же, мы с каждым проектом стараемся переосмыслить пространство, предложить новую планировочную структуру и дизайн, чтобы было без повторений.
У тех выставок в Ивановском зале, или, вернее сказать, проектов, над которыми вы работали, совершенно разные концепции, разные эпохи в них отражены, и если сравнивать вашу первую выставку в Ивановском зале и последнюю, то можно заметить, что последняя стала более «дизайнерской». При этом в одном из интервью вы говорите: «Когда человек приходит на выставку, ему, конечно, приятно, чтобы было красиво, но все же приходим мы посмотреть определённые картины, а не дизайн, как бы печально это ни звучало». А на «Время собирать» фокус сместился?
Фокус на месте. Посетитель приходит на выставку, чтобы увидеть вещи и узнать историю. Мы помогаем собрать всё воедино и визуализировать кураторскую историю. Конечно, в процессе работы мы
Перед вами как дизайнером стояла задача создать визуальными средствами историю, переданную куратором выставки Еленой Лебедевой: «Мне хотелось, чтобы человек входил в зал так же, как он погружается в книгу, чтобы осмотр экспозиции напоминал чтение: обложка с названием (афиша), затем — титул (входная зона), следом — череда глав (разделы экспозиции)». Какие художественные средства вы использовали для этих зон?
Мы развили идею куратора следующим образом: титул — входная группа, главы — гостиные. Так посетитель видит в первую очередь колоннаду «храма», где каталог коллекции представляется своего рода алтарём, увенчанным гербом Юсупова. Сами разделы библиотеки декорированы белым льном с печатью фрагментов представленных книг. Использование ткани неслучайно — в переводе с латыни textus значит ткань. Торцевые части — черный глянец — как корешки книг. И конечно, мы не могли обойти любимые исследователями пометки на полях, рассказывающие так много о владельце книги. Поэтому центральная композиция с портретом Юсупова обрамлена его комментариями — «закорючками», выполненными из глянцевой проволоки.
При входе в Ивановский зал посетитель непременно заметит название выставки — буквы в нём множатся, но при взгляде с определённого угла «собираются» воедино. Если посмотреть по хэштегам в инстаграме, то фотографий именно названия — игры букв и объёмов, а также портретов на этом фоне — будет больше всего. Вы учитывали «селфи»-составляющую, когда создавали этот элемент?
Да. Мы для каждого проекта продумываем
В концепции выставки, о которой писала Елена Лебедева, есть идея «соединения раздробленного» в «портрет собирателя», «портрет библиотеки». На ум приходит сравнение с картинами Арчимбольдо или Дали: когда раскрытые книги — это глаза, отрывок из письма, воспроизведённый на стене — волосы, узоры на полу — родимые пятна. Как сделан этот оригинальный элемент на полу — фрагменты узора на форзацах?
Очень интересная метафора. Однако мы больше думали не о прямом копировании элементов, а о создании атмосферы неги, барокко и века просвещения, где книга — жемчужина коллекции, при этом вещь очень интимная (учитывая записи на полях и комментарии). Поэтому мы шли по этому пути, создавая
Да, это пожелание куратора выставки — «чтобы посетитель проваливался в эту выставку как Алиса в кроличью нору». И последний вопрос, который, может быть, и не относится напрямую к выставке, но узнать это очень интересно: что делают с элементами оформления выставки, когда она заканчивается? Куда отправятся эти буквы, холсты, карты?
Этот вопрос мучает всех. Буквы остаются в музее.
Беседовала Ольга Морозова
Справка:
PS Culture — бюро, которое с 2014 года занимается проектами в области культуры. Его основала Юлия Наполова, объединив вокруг PS Culture большую команду профессионалов: архитекторов, дизайнеров, искусствоведов и кураторов. Эта команда создаёт проекты, интересные как академической публике и профессионалам, так и широкой аудитории. Дизайнеры работают над проектами разных масштабов и сложности: разрабатывают концепции новых музеев, архитектуру временных выставок и дизайн международных экспо.