В связи с отпускным периодом изменяется график работы книжного магазина, расположенного в подъезде № 3. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

«Городская феерия. Закулисье». Восьмая лекция

21 октября 2020 года

Для всех, кто хочет узнать больше об искусстве рекламы на рубеже XIX—XX веков, — новый цикл «Городская феерия. Закулисье» . В коротких видео создатели выставки рассказывают о самых интересных экспонатах. Зрители узнают, как готовилась экспозиция, по какому принципу отбирались плакаты и документы, смогут в мельчайших подробностях рассмотреть самые интересные афиши и полистать книги.

В восьмой мини-лекции из цикла «Городская феерия. Закулисье» хранитель фонда плаката РГБ Екатерина Михалкина рассказывает о российском плакате 1910—1919 годов.

Кинематограф пришёл в Российскую империю в 1896 году вместе с фильмами братьев Люмьер. До 1908 года в стране господствовали фильмы иностранного производства. Кинематограф стремительно развивался, совершенствовалась инфраструктура, связанная с предъявлением этого новшества публике, — система проката и система рекламы.

Существенное увеличение отечественного кинопроизводства и его выход на новый качественный уровень произошли в середине 1910-х годов. В значительной степени «прорыв» русского кинематографа связан с событиями Первой мировой войны, уже в начале которой появились большие трудности с поступлением на русский кинорынок зарубежных новинок. Но при этом именно в период Первой мировой войны было создано наибольшее количество отечественных дореволюционных киноплакатов. Это очень непродолжительный, но яркий период развития киноплаката.


Два плаката, экспонированных на выставке «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века» .
Слева: Плакат П. Ассатурова «Стенька Разин», 1908. Открыть в НЭБ
Справа: Плакат «Король Парижа», 1917. Открыть в НЭБ

В этот период доминировали два типа рекламы: информативный плакат в технике цинкографии с несколькими кадрами из фильма и художественная афиша в технике хромолитографии с одним изображением, основанным на кадре или образе.

Шрифтовая афиша была наполнена очень подробной, порой избыточной информацией о фильме: пересказ глав и частей киноленты с их названиями, хронометраж картины в метрах. Причём в основном это были короткометражные фильмы, средняя продолжительность которых составляла 30—40 минут. Эти плакаты служили рекламой не только для зрителей, но и для прокатчиков. В художественной же афише на первый план выходит мастерство художника и созданный им образ.

Многие из фильмов тех лет не сохранились. Киноплакат помогает нам составить представление о них благодаря обширной информации или образу, созданному художником.


Дополнительное чтение:

Бабурина, Н. И. Плакат немого кино. Россия, 1900 1930. — Москва: АРТ-РОДНИК, 2001

Городская феерия: русский плакат XIX — начала XX века. — Москва: Гелиос, 2020

Киноплакат: из собрания Русского музея. — Санкт-Петербург: Palace Editions, 2014

Плакат немого кино в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. 1914 1919. — Санкт-Петербург: ГМИ СПб, 2018

Ранний русский киноплакат, 1908 1919: из собрания Российской национальной библиотеки. — Санкт-Петербург: Российская нац. б-ка, 2019

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться