«Городская феерия. Закулисье». Четырнадцатая лекция
Искусствовед Валентина Бялик в пяти лекциях подробно рассказывает о том уникальном материале из фондов Российской государственной библиотеки, который был представлен на выставке «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века» . Эти видео продолжают цикл «Городская феерия. Закулисье» .
В новой лекции из цикла «Городская феерия. Закулисье» искусствовед Валентина Бялик рассказывает об афишах художественных выставок.
В 1897 году Сергей Дягилев устраивает в Петербурге выставку английских, шотландских и немецких акварелистов, осенью того же года — скандинавскую, а в январе 1898 года — выставку русских и финляндских художников. Все три выставки были первыми вестниками нового художественного объединения «Мир искусства», основателями которого стали Александр Бенуа и Сергей Дягилев. А в ноябре 1898 года реализовалась и их старая мечта — вышел из печати первый номер журнала «Мир искусства».
«Если бы этот наш журнал уже существовал в момент, когда была устроена только что упомянутая выставка (Выставка русских и финляндских художников. — Прим. РГБ), и существовал под тем названием, которое после многих споров ему было дано, то эта выставка вошла бы в историю как первая выставка „Мира искусства“. Она уже была устроена согласно тем принципам, которые были положены в основу нашего журнала и нашего общества» , — будет вспоминать в 1926 году Александр Бенуа, идеолог «Мира искусства».
Установки, положенные в основу нового объединения, он формулирует следующим образом:
Нас инстинктивно тянуло уйти от отсталости российской художественной жизни, избавиться от нашего провинциализма и приблизиться к культурному Западу, к чисто художественным исканиям иностранных школ, подальше от литературщины, от тенденциозности передвижников... подальше от нашего упаднического акмеизма.
В первой части мини-лекции Валентина Бялик знакомит нас с афишами художественных выставок, которые создавали мирискусники, в том числе вы увидите афишу легендарной выставки русских и финляндских художников. Для мирискусников всегда особенно важна была культура бумажного листа, графическое начало, и каждый их плакат становился произведением искусства. Мы рассмотрим афиши кисти художников Константина Сомова и Михаила Врубеля, Николая Ремизова и Евгения Лансере.
Кстати, в 2008 году впервые были опубликованы дневники Евгения Лансере. Написанные красивым мелким почерком, сопровождаемые карандашными зарисовками, сами являясь произведением искусства, памятником эпохе, эти небольшие изящные блокноты ждали своего времени. Подготовила материалы к изданию, а также написала вступительную статью и прокомментировала дневники Валентина Бялик. Трёхтомник можно заказать и почитать в нашей библиотеке.
Во второй части лекции Валентина Бялик обращается к плакатам, оформленным замечательными книжными графиками Иваном Билибиным и Еленой Самокиш-Судковской.
В 1899 году Иван Билибин в деревне Егны Тверской губернии создаёт иллюстрации к своей первой книге «Сказка об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» , положив начало так называемому билибинскому стилю. Именно Билибин стал одним из первых, кто извлёк из забытья древнерусское искусство. В начале XX века художник посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры. Билибин делает зарисовки изб и храмов, костюмов, вышивок, утвари, собирает иконы, лубки и пряничные доски. Впоследствии он проиллюстрировал и издал большое количество русских сказок, ознакомиться с которыми можно в электронной библиотеке РГБ.
А далее мы видим работу Елены Самокиш-Судковской — афишу Первой международной выставки костюмов 1903 года. Выставка проходила в Таврическом дворце, где на фоне французских изысков были представлены и костюмы российских губерний, некоторые из которых купила царская семья. Высшие петербургские круги так полюбили старинные русские костюмы, что начали устраивать тематические костюмированные балы, и даже была выпущена серия памятных альбомов фотографий (1903).
В 1904 году Билибин писал:
Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! вернуть!
Плакаты:
Выставка работ 36-ти художников
: [плакат] / Худож. Михаил Врубель. — Москва : Б. м., 1901.
Открыть в НЭБ
Выставка русских портретов
: [плакат] / Худож. Евгений Лансере. — С.-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1905.
Открыть в НЭБ
Выставка «Ломоносов и елизаветинское время»
: [плакат] / Худож. Евгений Лансере. — Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1912
Открыть в электронной библиотеке
Историческая выставка архитектуры
: [плакат] / Худож. Евгений Лансере. — С.-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911
Открыть в электронной библиотеке
Посмертная выставка картин Куинджи
: [плакат] / Худож. Альфред Эберлинг. — С.-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1913
Открыть в электронной библиотеке
Первая международная выставка костюмов
: [плакат] / Худож. Елена Самокиш-Судковская. — С.-Петербург : Печатня Р. Голике, 1902
Открыть в электронной библиотеке
Сказки : Рисунки Ивана Билибина
: [плакат] / Худож. Иван Билибин. — С.-Петербург : Хромолитография Экспедиции заготовления государственных бумаг, 1903
Открыть в НЭБ
Историческая выставка предметов искусства в пользу раненых и больных воинов действующей армии
: [плакат] / Худож. Иван Билибин. — С.-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904
Открыть в НЭБ
Духовное песнопение : [плакат] / Худож. Иван Билибин. — Москва : [б. и.], [1910]
Открыть в НЭБ
Дополнительные материалы:
Голлербах, Эрих Федорович (1895—1942). Пути новейшего искусства на Западе и у нас. — Ленинград : П. П. Сойкин, 1930. — Русская живопись конца XIX века; упадок «передвижничества»; появление импрессионизма в России; зарождение «Мира искусства»: его предтечи и основоположники
Открыть в электронной библиотеке
Головин, Александр Яковлевич (1863—1930). Встречи и впечатления : Воспоминания художника. — Ленинград ; Москва : Искусство, 1940. — Глава VI. Возникновение «Мира искусства»; С. П. Дягилев и его заслуги; А. Н. Бенуа; полемика «Мира искусства» с И. Е. Репиным; борьба с «передвижниками»; карикатуры Щербова; Л. С. Бакст
Открыть в электронной библиотеке
Серов, Валентин Александрович (1865—1911). Переписка. 1884—1911. — Ленинград : Всероссийская академия художеств, тип. имени Ивана Федорова), 1937
Открыть в электронной библиотеке
Выставка работ 36-ти художников. — Москва : Типо-лит. Н. И. Гросман и Г. А. Вендельштейн, 1901
Открыть в электронной библиотеке
Гулишамбаров, Степан Иосифович (1849—1915). Предметы одеяния: готовое платье, белье, обувь, шляпы и проч. : Пр-во и торговля в главнейших странах / Первая Международная выставка исторических и современных костюмов. — Санкт-Петербург : печ. Р. Голике, 1902
Открыть в электронной библиотеке