Три имени Цветаевых и Анатолий Виноградов
Экскурсоводы Ленинки рассказывают
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Сегодня главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева рассказывает историю о дружбе, несостоявшейся любви, спорном предательстве и библиотечном служении.
В истории, которая произошла в первые десятилетия ХХ века, переплелись судьбы четырёх неординарных личностей: младших сестёр Цветаевых, Марины и Анастасии, их отца Ивана Владимировича и молодого человека — Анатолия Корнилиевича Виноградова.
Дружба сестёр Цветаевых с братом и сестрой Виноградовыми, Анатолием и Ниной, началась в 1908 году. Литературные квартирники с совместными прочтениями переросли в нежную привязанность и летние прогулки молодых людей по окрестностям Тарусы. Год спустя Анастасия напишет «Сказку о ночи под Ивана Купалу» и пошлёт её письмом Анатолию. Ответом полетит признание: «Дорогая Ася! Я люблю Вас давно...».
В 1909 году Иван Владимирович Цветаев занимал кресло директора Румянцевского музея. Состояние библиотечного отделения находилось в плачевном состоянии. Людей и средств катастрофически не хватало, студенту Виноградову предложили принять участие в разборке скопившихся книг. Прилежного и старательного юношу зачислили вольнотрудящимся, ему посчастливилось найти библиографические редкости и заслужить благодарность руководства. Бесплатное сотрудничество продолжилось не один год. Окончив Московский университет, Анатолий Виноградов получил штатную должность младшего помощника библиотекаря. На собственные средства он командировался за границу. По приезду представил руководству докладную записку о современных формах библиотечной работы в Европе и поднял вопрос о необходимости реформы в библиотечном отделении музея. Приложением к Отчёту за 1913 и 1914 год вышел «Каталог альдин Императорского Московского и Румянцевского музея» (библиография изданий Альда Мануция), составленный Виноградовым под руководством выдающегося книговеда Николая Петровича Киселёва на русском и французском языках.
Вспоминая годы юношеской дружбы, в очерке автобиографического характера «Жених» Марина Цветаева хлёстко и беспощадно рисует образ корыстного молодого человека Анатолия «с нестерпимо-честными пустыми глазами», которым двигало желание получить тёплое место в музее, где директорствовал в то время Иван Владимирович Цветаев: «В этом будущем-то всё дело и было, ибо осуществить его должны были мы, одна из двух незамужних дочерей нашего отца. Из-за него и сватался, нет, не сватался, даже не ухаживал: охаживал...».
Анастасия Цветаева оценивала взаимоотношения с Анатолием Виноградовым иначе. После неудавшегося сватовства к девушке он продолжал бывать у Цветаевых и читал посвящённые ей стихи. «Дерзостно читает свою любовь мне в лицо, видя рядом моего молодого мужа», — писала Анастасия Ивановна Цветаева в очерке «Маринин дом». Но прозаику Виноградову не суждено было стать большим поэтом: он чувствовал слабость своих стихов и писал в стол, не публикуя.
В Первую мировую войну Анатолий Виноградов был призван в ряды Российского Общества Красного Креста. За заслуги отмечен Георгиевским крестом, а «за отлично-усердную службу и труды, понесённые во время военных действий» 19 августа 1916 года он был награждён орденом святой Анны
Тогда же Анастасия Цветаева пришла просить место в музее — сёстры Цветаевы находились в бедственном финансовом положении и рассчитывали на помощь друга юности: «Последний год варили мох...». Анатолий Корнилиевич сухо принял Анастасию и не помог. Тому были причины: библиотеку неоднократно «чистили» компетентные органы. Очередная комиссия по чистке кадров отмечала: «... Первые годы революции Музей не только продолжал оставаться обломком старого царского строя, но и активным врагом советской власти.... В эти же годы в Музей стали стекаться много ищущих места, где можно было бы временно укрыться от революции и напасть на советскую власть».
Позже, 8 октября 1928 года, «Вечерняя Красная газета» опубликовала обращение: «Рабоче-крестьянская инспекция произвела обследование Ленинской публичной библиотеки (б. Румянцевской) и установила, что библиотека стала убежищем для группы контрреволюционно настроенной интеллигенции, всячески мешающей наладить работу. В числе сотрудников значились 62 бывших дворянина, 20 потомственных почётных граждан. Все они не имели ничего общего с библиотечным делом до 1918 года. РКИ требует снятия с работы 22 человек, в т. ч. А. К. Виноградова (бывшего директора)...».
К моменту публикации обращения Виноградов ушёл с поста директора библиотеки и продолжал в ней работать в качестве заведующего отделом славяноведения. В период его директорства Румянцевский музей был расформирован и превращён в самый авторитетный книжный фонд страны — Всероссийскую публичную библиотеку имени Ленина.
Виноградов инициировал издания неопубликованных ранее трудов великих писателей. Под его руководством был составлен «Путеводитель по Государственному Румянцевскому музею. Вып. 1. Библиотека» (1923 год), были опубликованы «Дневник» Пушкина и «Письма К. П. Победоносцева к Александру III», «Новые строфы „Евгения Онегина“ как свидетельство оставленного замысла». Виноградова назвали одним из крупнейших исследователей творчества Пушкина. Последовательно выходили его очерки о Тургеневе, Льве Толстом и роман «Три цвета времени», принёсший Виноградову славу исторического романиста и ставший стартом кампании травли писателя. Публикации обличительного характера в прессе окончательно добили морально нездорового и сломленного человека, в которого превратился бывший директор главной библиотеки страны.
Подобно Ивану Владимировичу Цветаеву, Анатолий Корнилиевич Виноградов — пример бескорыстного служения и радения. Два года Виноградов был единственным руководителем и главным исполняющим редакционно-издательского плана Румянцевского музея, работал без отпусков и выходных. Результатом его деятельности явились издания уникального рукописного наследия, принёсшие чистый доход и покрывшие все долги прошлых лет на содержание фондов музея и библиотеки. Виноградов организовал на территории библиотеки бесплатное обучение для неграмотного населения молодой страны.
Анастасия Цветаева в 30-х годах писала Анатолию Виноградову: «Милый Толя. Я Вам не сказала, и поэтому теперь пишу это — я всегда верила и верю в Вашу душу, не смейтесь и не скучайте над этой строчкой, и если когда-нибудь Вам будет ещё труднее, помните, что я Вам верный друг...».
В 1932 году Виноградов поступил в Ейскую авиационную школу. В возрасте 45 лет получил звание лётчика-наблюдателя, позже штурмана военной авиации. Великую Отечественную войну окончил в звании гвардии подполковника. Гибель на фронте сына, неблагоприятные отзывы критики о его творчестве, неудачи в личной жизни, надвигающиеся болезни, долги и вынужденный уход из армии предопределили трагический конец Анатолия Корнилиевича Виноградова.
Вместо эпилога
В архиве РГБ в личном деле Анатолия Корнилиевича Виноградова хранится ответ сотрудницы архива на письмо в среднюю школу № 1 Калужской области, Дзержинского района посёлка Полотняный завод, датированное апрелем 1981 года, с краткой выпиской послужного списка бывшего директора. Из письма: «...С 1921 г. по 1924 г. А. К. Виноградов — директор Румянцевского музея. Другими сведениями о нём мы не располагаем...» .