Пушечные стволы, триумфальная арка и курдонёр Дома Пашкова
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Сегодня главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева знакомит читателей с историей фасадов Дома Пашкова.
Архитектурное чудо Москвы, «образец симметрической гармонии», как называет его Джон Густав Рихтер в книге «Moskwa: Eine Skizze» , бывший частный дом откупщика Петра Егоровича Пашкова — первое историческое здание Российской государственной библиотеки. Дом с двумя главными фасадами появился в конце XVIII века на естественном ландшафтном пьедестале — Ваганьковском холме, который некогда был крутым берегом поймы реки Неглинной.
Фасад дворцового типа характеризуется протяжённостью, архитектурные акценты расставлены по краям общего цокольного этажа в виде портиков флигелей, расположенных на максимальном расстоянии друг от друга. Фасад обращён к одной из главных магистралей города — Моховой улице. Партикулярное строение смотрит на Кремль, однако не вступает с ним в противоречие, органично вписываясь в общий пейзаж современной столицы. «Дом высоких идеалов гражданственности», «Дворец личности» — такими эпитетами наградили дворцовый фасад Дома Пашкова восторженные горожане прошлых столетий.
Второй фасад, находящийся со стороны Староваганьковского переулка, обращён на курдонёр — почётный двор. Он являет собой тип уютной помещичьей усадьбы, изолированной от городской суеты. Портик центрального корпуса, поднятый на уровень второго этажа, служит главным акцентом и аналогичен дворцовому фасаду. Однако в этом случае манеж и конюшня приглушают объём флигелей, где на первый план выходит жилое помещение, придавая постройке облик частной усадьбы.
Дворцово-усадебный ансамбль дома Пашкова — архитектурное свидетельство недолгого века расцвета городского усадебного строительства России (1762—1861), зеркальное отражение частной жизни богатого дворянства этого периода. Две одноэтажные надворные постройки, манеж и конюшня, удобное расположение отдельных помещений, продуманная общая планировка симметрично ограничивают курдонёр усадьбы Петра Егоровича Пашкова с трёх сторон.
Въездные ворота Дома Пашкова подобны монументальной римской триумфальной арке. Со стороны Староваганьковского переулка ворота расположены фронтально в одну линию. Со стороны курдонёра пары ворот поставлены с разворотом и под углом в сторону дома. Таким решением достигается органичный переход в глубину расширяющегося проезда почётного двора. По мере продвижения вперёд здание дома становится полностью обозримым, открывая сложное сочетание нарастающего архитектурного ритма белокаменной усадьбы.
В композиции ворот использован приём противопоставления простых форм малого тосканского ордера проезда и ионического ордера ворот. Контраст их сочетания подчёркивает стройность архитектуры, строгость симметрии, связь двора и улицы. Малый тосканский ордер, применённый в проезде ворот, повторяется в аркатуре ограды внутри двора и с внешней стороны переулка.
Закопанные пушечные стволы у ворот дома использовались в качестве коновязи — парковочного приспособления конца XVIII века. Однако из множества версий, почему именно пушечные стволы были использованы столь необычным образом, особенно интересны две. Первая основывается на родословной Петра Егоровича Пашкова, описанной князем Лобановым-Ростовским в «Русской родословной книге» , где его род определяется как род Пашковых-Тульских. В 1712 году Пётр I основал Тульский оружейный завод, сделав Тулу оружейной столицей России. Может быть, Пётр Егорович Пашков, будучи патриотом земли Тульской и бывшим капитаном-поручиком лейб-гвардии Семёновского полка, по-своему увековечил оружейное искусство земляков?
Вторая же версия состоит в том, что откупщик хотел примириться со всеми, кому насолил по разным причинам, поэтому закопал в землю орудие войны.
Исторические фасады, пережив два столетия, претерпели изменения — дом лишился воздушности, но сохранил общий исторический облик. Вторая половина XVIII века превратила замкнутую усадьбу откупщика Пашкова в здание общественного назначения.
Познакомиться поближе с удивительными фасадами легендарного дома и обсудить пушечные стволы и версии их появления возможно на обзорных экскурсиях Российской государственной библиотеки.