Неповторимое очарование: бёмовский стиль в силуэтах, иллюстрациях, открытках
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Новый рассказ Юлии Алиевой посвящён изданиям силуэтиста и признанного мастера книжной иллюстрации второй половины XIX — начала ХХ века Елизаветы Меркурьевны Бём (в девичестве Эндауровой, 1843—1914).
Елизавета Бём создала целый мир изящных силуэтов. Для прорисовки детальных изображений и образов героев русских народных сказок она использовала литографскую технику. Хорошо известны её изображения одухотворённых детских ликов в старинных русских одеяниях и в крестьянских одеждах.
Иллюстрации художницы украсили произведения Николая Семёновича Лескова, Ивана Сергеевича Тургенева, были востребованы преуспевающими издателями Маврикием Осиповичем Вольфом, Иваном Дмитриевичем Сытиным и прочими. Крупнейшие русские коллекционеры Павел Михайлович Третьяков и Иван Евменьевич Цветков охотно приобретали и экспонировали её работы. Творчество художницы получило международное признание и престижные награды в Париже, Мюнхене, Милане.
Неутомимая Бём попутно творила в области прикладной графики, выполняла заказы аристократических кругов, создавала для них изысканные «поздравительные адреса», рисунки «по случаю» или станковые акварельные композиции, обрамлённые в рамы по собственным эскизам, расписывала стекло, ковши и братины в «псевдорусском стиле».
Чуждая социальной проблематики, Бём создавала рисунки, понятные детям и их родителям. Силуэты и иллюстрации к книгам служили рекламой книжных магазинов, выставлялись в уличных витринах и окнах раскрытыми и всегда привлекали интерес публики.
С возрастом, утратив остроту зрения, необходимую для создания точных и выразительных силуэтов, Бём откроет для себя новый вид творчества — иллюстрированную открытку. Модное направление конца XIX века тиражировало преимущественно пейзажи или панорамы городских улиц и площадей. Благодаря Елизавете Бём в начале ХХ века художественная открытка станет самостоятельным востребованным видом прикладной графики малых форм. Более трёхсот открыток с незамысловатыми сценами рождественской тематики, с ангелоподобными головками детишек вызывали у взрослых умиление, ностальгию, душевный восторг. Эти работы возвели художницу в ранг классика жанра «открытого письма», послужили предметом коллекционирования, в том числе среди членов императорской фамилии, и образцом для дальнейшего подражания.
Познакомиться с наследием русской художницы можно в Национальной электронной библиотеке или на экскурсиях Российской государственной библиотеки.