Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.


Читальный зал РГБ в Еврейском музее работает по зимнему расписанию. Подробнее

Спросите библиотекаря

Неповторимое очарование: бёмовский стиль в силуэтах, иллюстрациях, открытках

29 декабря 2021 года

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Новый рассказ Юлии Алиевой посвящён изданиям силуэтиста и признанного мастера книжной иллюстрации второй половины XIX — начала ХХ века Елизаветы Меркурьевны Бём (в девичестве Эндауровой, 1843—1914).


Е. М. Бём. С Новым годом! : [Открытка]. Год создания: до 1915. Источник

Елизавета Бём создала целый мир изящных силуэтов. Для прорисовки детальных изображений и образов героев русских народных сказок она использовала литографскую технику. Хорошо известны её изображения одухотворённых детских ликов в старинных русских одеяниях и в крестьянских одеждах.

Иллюстрации художницы украсили произведения Николая Семёновича Лескова, Ивана Сергеевича Тургенева, были востребованы преуспевающими издателями Маврикием Осиповичем Вольфом, Иваном Дмитриевичем Сытиным и прочими. Крупнейшие русские коллекционеры Павел Михайлович Третьяков и Иван Евменьевич Цветков охотно приобретали и экспонировали её работы. Творчество художницы получило международное признание и престижные награды в Париже, Мюнхене, Милане.

Неутомимая Бём попутно творила в области прикладной графики, выполняла заказы аристократических кругов, создавала для них изысканные «поздравительные адреса», рисунки «по случаю» или станковые акварельные композиции, обрамлённые в рамы по собственным эскизам, расписывала стекло, ковши и братины в «псевдорусском стиле».

  • Мороз, Красный нос : Поэма Н. Некрасова в 6 картинах / рисунки Елизаветы Бём. [Санкт-Петербург], 1872. Читать в НЭБ
  • Мороз, Красный нос : Поэма Н. Некрасова в 6 картинах / рисунки Елизаветы Бём. [Санкт-Петербург], 1872. Читать в НЭБ
  • Слева: Красное солнышко : Первая книга для чтения дома и в школе / Составили И. И. Горбунов-Посадов и Я. Егоров ; Рисунки Е. М. Бём. Москва, 1909. Читать в НЭБ
    Справа: П. Н. Воздвиженский. Моя первая священная история : В рассказах для детей : С 8 раскрашенными картинами и 66 рисунками / Обложка работы художницы Елизаветы Бём. Санкт-Петербург; Москва, 1800-е. Читать в НЭБ
  • Слева: Сказки современных русских писателей / Собрала К. В. Лукашевич ; Обложка исполнена Елизаветой Бём. Москва, 1914. Читать в НЭБ
    Справа: Е. М. Бём. Св. пророк Наум, наставь на ум! : Азбука / Рисунки Елиз. Бём, виньетки Н. Иванова. Париж, [декабрь 1913—1914?]. Читать в НЭБ
  • Слева: Е. М. Бём. Типы из Записок охотника И. С. Тургенева в силуэтах Елизаветы Бём. Санкт-Петербург, 1883. Читать в НЭБ
    Справа: В. М. Гаршин. Медведи / Рисунки Ел. Бём. Москва, 1890. Читать в НЭБ
  • Слева: Народная сказка о репке / силуэты Елиз. Бём. Санкт-Петербург, 1881. Читать в НЭБ
    Справа: В. Н. Куликова. Шарик : Для детей младшего возраста / Иллюстрации Елизаветы Бём. Москва, 1897. Читать в НЭБ
  • Силуэты Е. Бём. Санкт-Петербург, 1879. Читать в НЭБ
  • Е. М. Бём. Братина в «псевдорусском стиле». Создана до 1893 года. Из коллекции Всероссийского музея декоративного искусства. Фото из экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну» в приложении Артефакт. Подробнее

Чуждая социальной проблематики, Бём создавала рисунки, понятные детям и их родителям. Силуэты и иллюстрации к книгам служили рекламой книжных магазинов, выставлялись в уличных витринах и окнах раскрытыми и всегда привлекали интерес публики.

С возрастом, утратив остроту зрения, необходимую для создания точных и выразительных силуэтов, Бём откроет для себя новый вид творчества — иллюстрированную открытку. Модное направление конца XIX века тиражировало преимущественно пейзажи или панорамы городских улиц и площадей. Благодаря Елизавете Бём в начале ХХ века художественная открытка станет самостоятельным востребованным видом прикладной графики малых форм. Более трёхсот открыток с незамысловатыми сценами рождественской тематики, с ангелоподобными головками детишек вызывали у взрослых умиление, ностальгию, душевный восторг. Эти работы возвели художницу в ранг классика жанра «открытого письма», послужили предметом коллекционирования, в том числе среди членов императорской фамилии, и образцом для дальнейшего подражания.

  • Е. М. Бём. К праздничку Христову! Не конь везёт, а Бог несёт! : [Открытка]. Санкт-Петербург, [1900-е]. Открыть в НЭБ
  • Слева: Е. М. Бём. У нас в печи лучшие куличи! : [Открытка]. [Санкт-Петербург], [1910-е]. Открыть в НЭБ
    Справа: Е. М. Бём. Всякая душа праздничку рада : [Открытка]. Париж, [1900-е]. Открыть в НЭБ
  • Е. М. Бём. Василиса да не Мелентьевна! : [Открытка]. Париж, [1900-е]. Открыть в НЭБ
  • Е. М. Бём. Певица : Хорошо поёт, коль уши не дерёт! : [Открытка]. Санкт-Петербург, [1900-е]. Открыть в НЭБ
  • Е. М. Бём. Кому до того дело, что я с кумом сидела! : [Открытка]. Париж, [1900-е]. Открыть в НЭБ
  • Елизавета Меркурьевна Бём. Фото из книги: С. Лаврентьев. Друг детей — Е. М. Бём : Биографический эскиз. Санкт-Петербург, 1911. Читать в НЭБ

Познакомиться с наследием русской художницы можно в Национальной электронной библиотеке или на экскурсиях Российской государственной библиотеки.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться