Немного любви, страсти и танго
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . В преддверии Дня всех влюблённых главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева знакомит читателей с историей танго.
«В танго есть драма, но нет пессимизма».
Астор Пьяццолла
Фото:
Источник
На тематических экскурсиях Российской государственной библиотеки вниманию гостей предлагаются факсимиле и раритетные документы из фондов специализированных отделов. В отделе нотно-музыкальных изданий и звукозаписей можно познакомиться с отечественными и иностранными нотными изданиями, литературой по музыке, услышать звукозаписи классической музыки, русских романсов, фокстротов, полек, вальсов, полонезов, мазурок, кадрилей. Звукозаписи выступают ожившими иллюстрациями тематических экскурсий.
Долуар. Последнее танго / Слова Изы Кремер. — Детлаф и Ко.
Ссылка
Одна из интереснейших страниц мировой музыкальной культуры принадлежит танго — горячему коктейлю чувств, песни, танца и поэзии. Этот парный танец возник в трудовых кварталах Аргентины и Уругвая в конце XIX — начале XX века. Танец воинственно настроенных соперников нередко заканчивался поножовщиной, танго считалось танцем плебеев, представляло собой жгучую смесь африканского ритма и чувственных испанских мотивов.
Этимологически слово «танго» происходит от латинского «tangere», что означает «касаться», но это только одна из многочисленных версий. Аргентинские композиторы Освальдо Пульезе (1905—1995) и Астор Пьяццолла (1921—1992) превратили танец городских трущоб в высокое искусство, покорившее не только танцевальный и эстрадный Олимп. Аргентинское танго в инструментальном и симфоническом исполнении звучит и в лучших мировых концертных залах.
Астор Пьяццолла. Фото:
Источник
Современное танго имеет множество разновидностей. Наибольшую известность получили бальное, аргентинское и финское танго. С 2009 года уругвайское и аргентинское танго включено экспертами ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. 11 декабря, в память трагически погибшего в авиакатастрофе «Креольского дрозда» — аргентинского исполнителя и великого певца танго Карлоса Гарделя (1890—1935), отмечается всемирный День танго.
Карлос Гардель. Фото:
Источник
. Освальдо Пульезе. Фото:
Источник
.
В начале 1920-х годов, невзирая на официальный запрет исполнять порочный и непристойный танец «упадочной буржуазной культуры», эпидемия танго захлестнула Россию — модные ритмичные мелодии звучали на открытых танцевальных площадках городских парков. Оркестровое сопровождение на подобных мероприятиях присутствовало далеко не всегда, но рвущий душу плач скрипки в сочетании с аккордеоном был обязательным компонентом исполнения завораживающего, интригующего и проникновенного танго. В домах заводили патефоны, звуки танго разносились по комнатам коммуналок и общежитий. Налёт изящной грусти, салонного флёра, томной печали и несчастной любви скрашивал досуг непростой жизни строителей светлого будущего.
Астор Пьяццолла. Либертанго
Судьба танго, подобно судьбам вальса, мазурки, твиста и многих других танцев, окажется полной драматических событий. Но очевидно главное — танго не коснётся забвение. Востребованное в мировом кинематографе и мультипликации, воспетое в прозе и поэзии, танго уверенно шествует по планете, собирая фестивали исполнителей, танцоров и спортсменов.
При подготовке материала использованы:
Жильбер, Жан. Принцесса танго = Королева танго : оперетта в 1-м действии / музыка Ж. Жильберта ; пер. С. А. Алексина. — Типолитография И. Ф. Смирнова, 1915. Ссылка
Долуар. Последнее танго / слова Изы Кремер ; муз. Долуара. — Детлаф и Ко. — 4 с. — (Песенки Изы Кремер; 21). Ссылка
Камерный театр [Текст] : статьи, заметки, воспоминания / [отв. ред. Л. Охитович]. — Москва : Худож. лит. ; Политиздат, 1934. Ссылка