Немного любви, страсти и танго
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . В преддверии Дня всех влюблённых главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева знакомит читателей с историей танго.
«В танго есть драма, но нет пессимизма».
Астор Пьяццолла
На тематических экскурсиях Российской государственной библиотеки вниманию гостей предлагаются факсимиле и раритетные документы из фондов специализированных отделов. В отделе нотно-музыкальных изданий и звукозаписей можно познакомиться с отечественными и иностранными нотными изданиями, литературой по музыке, услышать звукозаписи классической музыки, русских романсов, фокстротов, полек, вальсов, полонезов, мазурок, кадрилей. Звукозаписи выступают ожившими иллюстрациями тематических экскурсий.
Одна из интереснейших страниц мировой музыкальной культуры принадлежит танго — горячему коктейлю чувств, песни, танца и поэзии. Этот парный танец возник в трудовых кварталах Аргентины и Уругвая в конце XIX — начале XX века. Танец воинственно настроенных соперников нередко заканчивался поножовщиной, танго считалось танцем плебеев, представляло собой жгучую смесь африканского ритма и чувственных испанских мотивов.
Этимологически слово «танго» происходит от латинского «tangere», что означает «касаться», но это только одна из многочисленных версий. Аргентинские композиторы Освальдо Пульезе (1905—1995) и Астор Пьяццолла (1921—1992) превратили танец городских трущоб в высокое искусство, покорившее не только танцевальный и эстрадный Олимп. Аргентинское танго в инструментальном и симфоническом исполнении звучит и в лучших мировых концертных залах.
Современное танго имеет множество разновидностей. Наибольшую известность получили бальное, аргентинское и финское танго. С 2009 года уругвайское и аргентинское танго включено экспертами ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. 11 декабря, в память трагически погибшего в авиакатастрофе «Креольского дрозда» — аргентинского исполнителя и великого певца танго Карлоса Гарделя (1890—1935), отмечается всемирный День танго.
В начале 1920-х годов, невзирая на официальный запрет исполнять порочный и непристойный танец «упадочной буржуазной культуры», эпидемия танго захлестнула Россию — модные ритмичные мелодии звучали на открытых танцевальных площадках городских парков. Оркестровое сопровождение на подобных мероприятиях присутствовало далеко не всегда, но рвущий душу плач скрипки в сочетании с аккордеоном был обязательным компонентом исполнения завораживающего, интригующего и проникновенного танго. В домах заводили патефоны, звуки танго разносились по комнатам коммуналок и общежитий. Налёт изящной грусти, салонного флёра, томной печали и несчастной любви скрашивал досуг непростой жизни строителей светлого будущего.
Судьба танго, подобно судьбам вальса, мазурки, твиста и многих других танцев, окажется полной драматических событий. Но очевидно главное — танго не коснётся забвение. Востребованное в мировом кинематографе и мультипликации, воспетое в прозе и поэзии, танго уверенно шествует по планете, собирая фестивали исполнителей, танцоров и спортсменов.
При подготовке материала использованы:
Жильбер, Жан. Принцесса танго = Королева танго : оперетта в 1-м действии / музыка Ж. Жильберта ; пер. С. А. Алексина. — Типолитография И. Ф. Смирнова, 1915. Ссылка
Долуар. Последнее танго / слова Изы Кремер ; муз. Долуара. — Детлаф и Ко. — 4 с. — (Песенки Изы Кремер; 21). Ссылка
Камерный театр [Текст] : статьи, заметки, воспоминания / [отв. ред. Л. Охитович]. — Москва : Худож. лит. ; Политиздат, 1934. Ссылка