Монументальная скульптура и фасады библиотеки
«... наши рабочие и крестьяне
заслуживают чего-то большего, чем зрелищ.
Они получили право на настоящее великое искусство»
Из воспоминаний Клары Цеткин о В.И. Ленине
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Сегодня главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева рассказывает о скульптурах в декорах роскошных фасадов Ленинки.
Культурная политика молодого советского государства формировалась в условиях надвигающейся гражданской войны, однако именно в этот период в истории России создавались органы социально-культурной сферы, возглавляемые Наркомпросом. Страна нуждалась в грамотных, образованных и культурных членах социалистического общества. Городскому архитектурному ансамблю отводилась немаловажная роль в воспитании идеалов и патриотических чувств подрастающего поколения.
2 августа 1918 года Совнарком утвердил «список предполагаемых к постановке памятников выдающимся деятелям в области общественной и культурной жизни». В нём наряду с именами классиков и теоретиков марксизма упоминались имена Баженова, Белинского, Гарибальди, Глеба Успенского, Гоголя, Добролюбова, Достоевского, Кольцова, Лермонтова, Михайловского, Некрасова, Никитина, Новикова, Огарёва, Писарева, Пушкина, Радищева, Робеспьера, Салтыкова-Щедрина, Сезана, Спартака, Степана Разина, Льва Толстого, Тютчева, Чернышевского, Шевченко и других.
Эскиз-проекты монументальных скульптур выставлялись на всенародное обсуждение. Лучшие из них отбирались профессиональным жюри. Монументальная скульптура прочно вошла в обиход городской инфраструктуры, заслуженно стала неотъемлемым атрибутом художественного и идеологического воздействия на народные массы.
Комплекс нового главного здания библиотеки был спроектирован в конце тридцатых годов и сразу встал в один ряд с признанными архитектурными шедеврами мирового уровня. Патриотическая направленность украшений фасадов подчёркивалась облицовкой из известняка и чёрного гранита. Логичное размещение угловой площадки с широкими лестничными проёмами, чёткий ритм обрамляющей колоннады и мощный динамичный акцент вертикальных пропорций портика главного входа, завершающегося двухъярусным скульптурным фризом, создавали неповторимый художественный декор.
Скульптурный ряд «Социалистический труд и знание» из двадцати двух трёхметровых фигур, который придумали и сделали скульпторы-монументалисты Вера Мухина, Надежда Крандиевская, Матвей Манизер, Елена Янсон-Манизер, Всеволод Лишев, завершал парапеты корпусов, выходящих на уличные магистрали улиц Моховой и Воздвиженки. Межоконные простенки здания были украшены горельефами великих учёных и писателей авторства скульпторов Надежды Крандиевской и Сергея Евсеева.
Временный павильон станции метро «Улица Коминтерна», встроенный в пространство углового сегмента площади, не способствовал панорамному восприятию книжного гиганта. В конце пятидесятых годов он был разобран. Позже, почти на том же месте, в 1997 году был установлен памятник классику русской и мировой литературы — Фёдору Михайловичу Достоевскому.
Сейчас памятник Достоевскому служит неизменным местом встреч или свиданий, а также наглядным напоминанием о реализованных инициативах молодой страны, объявившей знание главным и доступным приоритетом, а культуру — высшим духовным достижением человеческого социума.
На экскурсии по основному зданию Библиотеки или на увлекательной прогулке по Ваганьковскому холму экскурсоводы рассказывают невымышленные истории о строительстве библиотеки, о зашифрованных в её фасадах символах, о скульпторах и их творениях и о пройденном историческом пути красивейшего архитектурного шедевра столицы.