Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.


Читальный зал РГБ в Еврейском музее работает по зимнему расписанию. Подробнее

Спросите библиотекаря

Чугунное кружево Дома Пашкова

18 марта 2021 года

Есть на Урале городок Касли —
Домишки из болота проросли...
«Гимн Каслям»

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Сегодня главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева знакомит читателей с деталями декора ворот, балконов и лестниц Дома Пашкова.


Лестница в Доме Пашкова. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Первое историческое здание Российской государственной библиотеки  — одно из наиболее известных архитектурных сооружений Москвы конца XVIII века.

За историю своего существования частный особняк превратился в здание общественного назначения. В его стенах размещались прежде Дворянский институт, 4-я мужская гимназия, Румянцевский музей с библиотечным отделением. Этот дом с совершенными фасадами относится к золотому фонду архитектурного наследия столицы.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Экстерьер Дома Пашкова безупречен: возвышенная симметрия и изысканный декор белокаменных фасадов, ажурные чугунные ворота и кружево ограждений балконов, практично обустроенный уютный курдонёр , монументальная римская триумфальная арка и логично венчающий композицию воздушный бельведер сочетают классическую ясность и гармонию объёмов дома, где оба фасада солируют.

За исключением отдельных архитектурных деталей, экстерьер дома сохранил свои первоначальные формы. Интерьеры же здания многократно перестраивались и совершенно утратили свой первоначальный вид. Современный вид интерьеров относится к перестройке здания 1913—1915 годов, когда два этажа дома объединили в единый двусветный зал.


Бальный зал Дома Пашкова. Фото: Мария Говтвань, РГБ

XVIII век — эпоха классицизма. Именно в этот период расширяется область применения художественного чугунного литья. В роскошных особняках аристократов для украшения экстерьеров создаются объёмные чугунные композиции.

В использовании подобных деталей декора особое внимание уделялось общей гармонии облика здания и окружавшего его ансамбля, архитектурной иерархичности, соблюдению принципов соподчинённости второстепенных построек ведущим, симметрии и гармонии, следованию строгой ритмике протяжённости фасадов.


Гравюра с изображением ограды Дома Пашкова, выполненная в 1797 году по рисунку Жерара Делабарта. Источник

Первоначально вся площадь участка со стороны дворцового фасада по Моховой улице имела ограждение из кованых решёток, вертикальные прутья которых были украшены гирляндами. Массивная ограда поддерживалась приземистыми круглыми столбами с установленными на их плоских макушках масляными фонарями.

После пожара 1812 года ограда была в 1831 году восстановлена, но в 1930 году разобрана. Небольшой участок ограждения сохранился на подпорной стенке со стороны улицы Знаменка. Ограда выглядит удивительно слитно с архитектурой изящного дома, в ней соблюдены основополагающие принципы классицизма, логично выражены ритмичность, иерархичность построения, пропорциональность взаимосвязи метрических рядов всей композиции.


Фрагмент ограды Дома Пашкова. Источник

Декор ажурных ворот, ограждений балконов, роскошных интерьерных лестниц Дома Пашкова — искусство уральского художественного литья , корни которого уходят в глубину времён, к реформаторской деятельности Петра I.

Высокие ажурные ворота, окрашенные в глубокий чёрный цвет, отделяли резиденции вельможных особ от городской суеты, обеспечивали охрану дворцов и прилегающих территорий. Ограда подготавливала пришедших к восприятию всей архитектурной композиции. Чугунные ограды и решётки создавались в период невиданного прежде размаха строительства городских и загородных дворцово-парковых ансамблей.


Балкон трёх императоров. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Балконные ограждения придают особую выразительность сооружению. Традиционно террасы и балконы в XVIII веке строились по первому и второму этажам роскошных особняков большой протяжённости. Решётки, как правило, делались из кованого железа, декорировались ажурными и лёгкими рисунками. Подобное украшение служило тонкой оправой фасада здания, изящно подчёркивая мощь и статичность колонн.

С середины XVIII века на балконах появились решётки из чугуна, которые создавали эффект тяжеловесного узорчатого основания всего здания. Подобные чугунные ограждения украшают фасады Дома Пашкова — их можно увидеть на историческом «балконе трёх императоров» и балконе со стороны курдонёра.


Балкон со стороны курдонёра. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Металлические чугунные лестничные ограждения также играли немаловажную роль в оформлении интерьеров зданий, поражали нарядностью ажурных конструкций. Подобное литьё в конце XVIII — начале XIX века делалось только в России. Роскошные ажурные лестницы Дома Пашкова олицетворяют собой лучшие образцы каслинского чугунного литья. Посетители Дома замирают, любуясь чугунным кружевом летящих лестничных проёмов.

Дом Пашкова всегда приветливо встречает своих многочисленных гостей, раскрывая в рамках тематических и обзорных экскурсий сокровищницу культурного и архитектурного наследия.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться