«Мы с вами где-то встречались»: музей, метро, библиотека
Экскурсоводы Ленинки рассказывают
«Чувственная, пленительная скульптура внушает наслаждение...
рассматривая мраморное произведение скульптуры,
дух невольно погружается в упоение...»
Н.В. Гоголь, 1831 г.
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Сегодня главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева рассказывает о «Читающей девушке» и скульпторах Пьетро Маньи, Матвее Манизере и Елене Янсон-Манизер.
Пленительная и утончённая мраморная дева, сверкающая белизной полуобнажённых плеч, украшение загадочного Дома Пашкова — «Читающая девушка» миланского скульптора Пьетро Маньи (1817—1877) — образец гармонии, женского изящества и чистых линий.
Мраморной чтице нет никакого дела до сквозняков, гуляющих по лестничным пролётам легендарного дома, некогда давшего ей приют, но не сумевшего дать покоя и тишины, необходимых для вдумчивого чтения. Ей безразличны застывшие в немом восторге посетители, назойливые вспышки фотокамер, лестные эпитеты. Всё это слышала она не раз за прошедшие столетия.
Сорочка сползла с плеча молодой красавицы, ткань струится мягкими мраморными волнами, открывая тончайшую, кропотливую работу мастера, влюблённого в своё творение. Страницы книги, девичьи пальчики, выбившиеся из причёски пряди волос, чёткий ритм стежка машинной строчки на подоле одежды, лишённой кружевных излишеств и набивных орнаментов, грубо сколоченная табуретка на полу — это мраморное неподвижное единство рождает удивительное ощущение живой, осязаемой чтицы.
«Читающая девушка» настолько реальна, что невольно замираешь, боишься помешать, вспугнуть её своим присутствием. И для ценителей всего изящного по-настоящему мучительно не подойти ближе, не попытаться заглянуть в книгу, которую держит в руках прекрасная девушка. За созерцанием скульптуры можно провести много времени. К ней хочется вернуться вновь. Она очаровывает.
В доме Пашкова находится авторская копия шедевра Пьетро Маньи, более миниатюрная скульптурная реплика, со своими особенностями и собственной историей. Узнать секреты книжных страниц, медальона, обвивающего грубой бечёвкой нежную шею «Читающей девушки», понять символику этой скульптуры можно в рамках обзорных и тематических экскурсий по дому Пашкова.
Оригинал был создан в 1856 году. Легко предположить, что более поздняя копия скульптуры находилась в составе коллекции Румянцевского музея, разместившегося в доме Пашкова в конце XIX столетия. Многие экспонаты этой коллекции утрачены, но «Читающая девушка» продолжает восхищать посетителей Российской государственной библиотеки и ныне.
История, рассказанная сотрудниками-старожилами, прочно связала скульптуру с именем библиотеки. В 1924 году директор библиотеки А.К. Виноградов выступил с предложением присвоить Румянцевской библиотеке имя В. И. Ленина, что и было сделано в 1925 году. Обсуждения и утверждение нового статуса и имени заняли почти год. За это время в народе библиотеку уже окрестили «Ленинкой», хотя официального статуса она ещё не получила. Поэтому когда в печать шёл материал о библиотечных событиях будущего Национального хранилища, в прессе тех лет вместо заголовка про Румянцевскую библиотеку появлялся эскиз читающей девушки, а дальше шла статья: «В библиотеке прошли такие-то мероприятия...». Официально название библиотеки не озвучивалось, однако все понимали, где именно состоялись торжества и о какой библиотеке идёт речь.
Хотя не все рассказы старожилов библиотеки подтверждены документально, у экскурсоводов в их «копилках» много удивительных историй, поэтому каждая экскурсия уникальна и носит авторский характер.
При экранизации бессмертного романа «Мастер и Маргарита» в двух киноверсиях, талантливо созданных разными режиссёрами ХХ века, в финальной сцене на бельведере дома Пашкова в кадре неизменно присутствует статуя с фасада нового здания библиотеки — «Девушка с книгой», социалистический прообраз «Читающей девушки» из Дома Пашкова. Может быть, режиссёры тоже знали, кто был символом библиотеки в тот год? На парапете фасада находятся 22 скульптуры, четыре из которых — наиболее идеологически важные — повторены дважды или трижды. Среди повторов и «Девушка с книгой», которую называют также «Читающей студенткой». Одна стоит на парапете первой к Дому Пашкова, другая, на противоположной стороне парапета — вторая по счёту. У новой «Девушки с книгой» своя собственная история создания.
Проектом размещения скульптур на фасаде нового здания главной библиотеки страны руководил Лауреат трёх Сталинских премий, скульптор-монументалист и народный художник СССР Матвей Генрихович Манизер. Он же оформлял и станцию московского метрополитена «Площадь Революции».
Многие, наверное, бывали на станции «Площадь Революции» и тёрли скульптурные собачьи носы. 76 бронзовых скульптур — идеальные «люди будущего», строители светлой жизни коммунистической идеологии и морали: пограничники с собаками, матросы, студенты, читающие девушки. Подойдите поближе к любой читающей студентке и рассмотрите её. Пусть вас не смущает обутая в туфельку ножка, прикрытая грудь и несколько более массивные формы. Включите воображение — перед вами легко узнаваемая «Читающая девушка» из Дома Пашкова! Она по-прежнему прекрасна, просто примерила бронзовый наряд и стала более земной, объёмной, доступной для массового созерцания.
Когда встал вопрос о создании скульптурной группы на парапете нового фасада библиотеки, к сотрудничеству были приглашены видные скульпторы современности: Вера Мухина, Надежда Крандиевская, Всеволод Лишев и другие. По эскизам Матвея Манизера было изготовлено девять фигур. Елена Янсон-Манизер, супруга руководителя проекта, сделала три женские фигуры, включая «Девушку с книгой».
«Читающая девушка» Петра Маньи дала жизнь целой плеяде читающих дев. Этот образ, многократно эксплуатируемый мастерами разных эпох, стилей и жанровых направлений, служит связующим звеном между литературой и скульптурой. «Читающие девы» по-прежнему актуальны!
Технологии решительно меняют мир. Бумажную книгу заменил гаджет, кропотливое искусство скульптора — высокотехнологичный принтер, способный по запросу пользователя создать за несколько часов работы новый утончённый шедевр из любого подручного материала.
Возможно, в следующих смелых проектах новых библиотек декором фасадов или залов-трансформеров тоже будут служить «читающие девы», склонившиеся в изящных позах над гаджетами, с зелёными или фиолетовыми чёлками, в рваных джинсах, но с узнаваемыми ликами ангелов, богинь или бывших комсомолок. «Мы с вами где-то встречались!», — воскликнем мы, увидев очередную девушку с книгой, в каком бы облике она ни пришла к читателю.