«Ради скорого младенческого научения»
Экскурсоводы Ленинки рассказывают
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . К началу нового учебного года главный библиотекарь научно-методического сектора РГБ Элеонора Свиридюк подготовила рассказ о детских учебных пособиях предыдущих веков.
Наступает новый учебный год, и для каждого родителя актуален вопрос выбора учебных пособий своим детям. Как ни странно звучит, но сегодня можно научиться читать, так и не открыв книгу, научиться писать, не взяв в руки карандаша.
Маленькие дети с лёгкостью осваивают современные технологии, познавая мир через экран компьютера или экранчик телефона. Не надо листать страницы книги, не надо держать в руках ручку — достаточно только правильно «ткнуть» пальцем в нужную кнопку. Но всё-таки каждый родитель старается выбрать для своего ребёнка хорошую книгу, интересный учебник, чтобы было не только познавательно, но и увлекательно.
В фондах Российской государственной библиотеки хранятся разнообразные учебные пособия — от первой славянской печатной «Азбуки» Ивана Фёдорова, созданной в 1574 году «ради скорого младенческого научения», до новейших учебников 2020 года.
Нужными книгами для обучения ребенка ещё в XVIII веке озаботилась сама императрица Екатерина II. Для любимого внука Александра она составила «Азбуку изречений», которая дополнялась «Выборными российскими пословицами». Начиналась она так: «Перед Богом все люди равны. Всякое дитя родится неучёным. Долг родителей дать детям учение».
«Бабушкина азбука» стала настольной книгой не только для Александра, но и для множества других детей. А в 1783 году Екатерина II написала для обоих внуков педагогические сказки о царевичах Хлоре и Февее, используя традиции волшебной сказки.
Если в России XVIII века детской учебной литературе ещё не уделялось должного внимания, то уже к середине XIX века детская познавательная литература сделала огромный шаг вперед. Для детей стали выпускаться книги по естествознанию и медицине, истории и географии, искусству и технике. В издании книг для детей принимали участие знаменитые литераторы и учёные.
Для маленьких детей складываются определённые научно-популярные жанры — азбуки-картинки, игры с картинками и текстом, энциклопедии и хрестоматии. Одно из популярных изданий получило название «Азбука разносчика». По страницам чередой проходят уличные торговцы, ими заполнены городские улицы. Благодаря этой азбуке, мы сегодня можем живо представить суетливую жизнь города в XIX столетии.
Замечательные детские книги выпускало издательство Вольфа — нарядные, яркие, познавательные, вызывающие живой отклик не только у детей, но и не оставляющие равнодушными родителей. Даже сегодня, открывая редкие сохранившиеся экземпляры, нельзя не оценить по достоинству такие учебные пособия.
В «Азбуке для прилежных детей» всего 36 страниц, каждую букву сопровождает цветной рисунок. В такой небольшой книжице уместились не только буквы и небольшие тексты для чтения по слогам, но и несколько басен, рассказы об окружающем мире и страницы с математикой до таблицы умножения.
Детские книги, особенно те, по которым учились несколько поколений детей, очень трудно было сохранить в целости. Замечательное руководство Бони Анри Этьена «Друг детей» сохранилось в фондах Российской государственной библиотеки в единственном экземпляре.
Книга Этьена полностью называется «Новое собрание поучительных картин. Руководство к наглядному распознаванию, размышлению, счислению и разговорам для детей от 3 до 7 летнего возраста. Назначается к употреблению в семействах и в первоначальных училищах».
Издание было выпущено в Санкт-Петербурге в 1862 году издательством М.О. Вольфа. Книга пользовалась большим успехом у детей, об этом говорят милые переводные картинки, наклеенные на страницах, рисунки детской рукой и записи. Самая трогательная — запись карандашом: «27 декабря 1880 года ещё был счастливый денёк... Боже мой! Ох, ох!»
В объяснении к пользованию можно прочитать: «Со строгой постепенностью, с величайшей осторожностью должно вводить в их детский ум и воображение понятия и образы мира, в котором им суждено жить». На каждой странице в книге расположены три картинки, а под каждой картинкой вопросы о количестве и цвете, о том, кто что делает.
Так, от простого к сложному, отвечая на вопросы, ребёнок развивается, обучается, познает мир.
Издательство Вольфа одним из первых начало выпускать детские серии книг для соответствующего возраста.
Серия «Моя первая библиотека» — это «собрание полезных книг для малых деток», обложку каждой украшает рисунок Елизаветы Бём. Книги оформлены в одном стиле, меняется только название — «Моя первая азбука», «Моя первая естественная история».
Неизменным остаётся лишь эпиграф на форзаце:
Бойтесь, дети, лени
Как дурной привычки,
И читайте в сутки
Вы хоть по страничке.
Уже во второй половине XIX века в России издавалось множество учебных пособий. Одним из значительных событий в области создания обучающей литературы для детей был выход в свет первого издания «Азбуки» Льва Толстого. Лев Николаевич, занимаясь педагогической деятельностью, решил создать свои учебники, которые помогали бы ребятам творчески усваивать знания. «Азбука» включала в себя собственно азбуку, тексты для начального чтения, а также задания по обучению счёту.
В 1875 году Толстой выпускает «Новую Азбуку» — комплект из четырёх книг для первоначального обучения, куда входят художественные тексты и рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, предлагаются тексты для заучивания и материалы по арифметике. Материал усложняется в соответствии с возрастом ученика.
В первом издании в разделе для учителей Толстой пишет: «Для изучения букв есть много различных способов, — и все они хороши, если ученик не скучает».
Для своих учебников Лев Николаевич Толстой написал более 600 произведений, из них около 130 на естественнонаучные темы. Его произведения наполнены материалами из русской истории, народного быта, наблюдениями о русской природе, он использует лучшие из народных сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Хотя представители просвещённой общественности того времени приняли этот труд неоднозначно, уже около 150 лет «Азбука» Толстого вызывает оживлённый интерес.
Говоря об учебных пособиях XIX века, нельзя не вспомнить имя Алексея Дмитриевича Галахова, русского педагога и историка русской литературы, профессора. Его педагогические пособия по истории русской литературы во второй половине XIX века обрели особую популярность. С его лёгкой руки в школьную программу были включены Лермонтов, Гоголь, Тургенев, а «Русская Христоматия», безусловно, стала значимым литературным событием и с 1842 по 1910 год переиздавалась 33 раза.
На полках основного хранения Российской государственной библиотеки обнаружился интересный экземпляр «Христоматии» Галахова. На его страницах не одно поколение учеников оставило свои записи и пометы.
Какой ученик и в наши дни не произносит таких слов: «Боже! Как я хочу домой, никто на свете так не хочет никуда как я домой, а тут ещё нужно писать противное сочинение». Дети нашего времени мало отличаются от детей XIX века — тоже рисуют на страницах учебников, тоже порой не хотят идти в школу и для них тоже важно «не скучать» на уроках.
Для увлечённых людей, для заботливых родителей старые учебники, может быть, приоткроют новые возможности в познании окружающего нас мира.