Новые поступления в электронную библиотеку Ленинки
Каждый месяц в открытый доступ электронной библиотеки Ленинки выкладываются десятки книг. Предлагаем вам обзор самых интересных из них, поступивших в электронную библиотеку осенью 2020 года и выбранных редактором отдела редакции сайтов РГБ Ольгой Морозовой.
Строчка-перевить, бранье, набор
Эти слова — не цитата из разговора двух былинных персонажей, а названия видов вышивки, о которых рассказывает Валентина Козелло в книге «Народная вышивка» , изданной в 1941 году. «Наши вышивальщицы, используя все ценное, что содержит в себе старинная вышивка, найдут для своих вышивок новое содержание и новые способы оформления. Наша социалистическая действительность даёт богатейший материал для творчества в этой области», — пишет Козелло в предисловии, отмечая, что рост интереса к вышитым вещам растёт с ростом благосостояния советских граждан.
Козелло приводит специальные вышивальные термины от мастериц древности: «земля» — полотно между вышивками, «панка» — мережка в несколько слоёв, а «бранье» и «набор» настолько простые, что их даже не стоит объяснять.
Рождение книжной иллюстрации в России
Книга Николая Васильевича Соловьева «Русская книжная иллюстрация в XVIII веке» рассказывает об истории возникновения книжек с картинками на русском языке, от гравюр на дереве допетровского времени — к гравюрам на меди, появившимся при Петре I. Они изображали аллегорические фигуры и знаменательные события тех лет: коронации, праздники с фейерверками и иллюминациями. Во время царствования Елизаветы Петровны в книгах появились гравированные портреты. Во второй половине XVIII века, с основанием Императорской Академии художеств, мастерство книжной иллюстрации в России стало стремительно совершенствоваться. Оды, торжественные стихотворения, пьесы издавались богато украшенные виньетками, появились альбомы гравюр с видами Москвы, отчёты о путешествиях выходили из печати снабжённые тщательно проработанными гравюрами карт.
«Отчего медицина первоначально развилась у кочевых народов?»
Александро-Мариинское училище — приют для беднейших девочек-сирот — был основан в Москве в 1857 году. Отучившись здесь, девочки могли поступить на работу воспитательницами или учительницами. Программа Александро-Мариинского училища показывает, как и чему учили в этом заведении, и позволяет сравнить свои знания с познаниями московских девочек-сирот второй половины XIX века.
Одно из заданий по географии: «Нарисовать карту Европы и пояснить особенности её почвы и климата. Какую пользу извлекает ум человеческий из различных видоизменений почвы: из песку, глины, извести, мела, гипса и чернозёма (например: стекло, фарфор, гидравлическая известь и пшеница). Указать местности самые бесплодные и самые плодородные Европы».
Мировая живопись в рекламе галош
Разглядывая недавно оцифрованные рекламные плакаты начала ХХ века, легко заметить, что некоторые из них очень напоминают полотна знаменитых мастеров живописи. Вот гора галош, вызывающая в памяти «Апофеоз войны» Василия Верещагина. А вот орёл, уносящий в когтях галошу — точь-в-точь «Похищение Ганимеда» Рембрандта. Девушка с галошей в руках — отсылка то ли к «Офелии» Жюля Лефевра, то ли к «Женщине, держащей плод» Поля Гогена.
Для всех, кто хочет узнать больше об искусстве рекламы на рубеже XIX—XX веков, — видеоцикл «Городская феерия. Закулисье» . В коротких роликах создатели выставки «Городская феерия» рассказывают о самых интересных экспонатах.
Крепостные архитекторы
«Крепостные архитекторы» — труд Сергея Васильевича Безсонова, опубликованный в 1938 году. Здесь он рассказывает о жизни, условиях труда крепостных, которые строили в России церкви, разнообразные дома и дворцы. Упомянут и Пашков дом — в наши дни это одно из зданий Российской государственной библиотеки. Над убранством дворца работал бывший крепостной Иван Иванович Свиязев, «приспособляя его под дворянский институт». Выпустившись из Императорской Академии художеств, в 25 лет крепостной Свиязев получил звание свободного архитектора, работал в Перми, где проектировал горнодобывающие заводы, потом в Горном институте в Петербурге, а затем переехал в Москву, где стал старшим архитектором на строительстве Храма Христа Спасителя, а также инспектировал работы по перестройке Пашкова дома для Московского дворянского института.
Перечисленные здесь книги — лишь немногое из того, что было оцифровано и выложено в открытый доступ осенью 2020 года. Все новые поступления в электронную библиотеку можно увидеть, отфильтровав выдачу по нескольким параметрам: время поступления, язык, вид книги, тип доступа. Приятного чтения!