Новые поступления в электронную библиотеку Ленинки
Каждый месяц в открытый доступ в электронную библиотеку Ленинки выкладываются десятки книг. Предлагаем вам обзор самых интересных из них, поступивших в последнее время в электронную библиотеку и выбранных редактором отдела редакции сайтов РГБ Ольгой Морозовой.
Искусство составления букетов в Японии
Джосайя Кондер (1852—1920) — британский архитектор, который спроектировал несколько зданий в Токио, ставших впоследствии символом вестернизации Японии. Кондер глубоко изучал японское искусство и написал о нём несколько книг. Книга «Floral art of Japan» была издана в 1899 году. «Автор выражает надежду, что японский метод декорирования цветами найдёт место в западных домах», — пишет Кондер в предисловии. Он рассказывает о значении и этикете цветов, о том, в каких местах комнаты нужно ставить цветы, как их комбинировать. В отдельной главе Кондер собрал примеры букетов с иллюстрациями.
15 лет «Артеку»
Альбом «Артек» был издан в 1940 году, к 15-летию знаменитого пионерского лагеря. За это время в лагере побывали больше 30 тысяч пионеров из СССР, Европы, Африки и Южной Америки. Кто-то из детей получил путёвку в «Артек» за выхаживание колхозных телят, кто-то спас от огня колхозный хлеб, кого-то наградили путёвкой за победы в олимпиадах и конкурсах. В разделе «Детское творчество в "Артеке"» собраны рисунки и стихи пионеров — некоторые из этих стихов, положенные на музыку, и сейчас звучат в детской здравнице.
Париж в монотипиях Елизаветы Сергеевны Кругликовой
Художница и педагог Елизавета Сергеевна Кругликова жила в Париже с 1895 по 1914 годы. Она перепробовала много живописных техник, но для изображения Парижа остановилась на монотипии — смеси офорта и масляного этюда. «Как указывает само слово, монотипия допускает всего лишь один оттиск с доски и только в редких случаях удаётся получить (и то не без новой приправки) ещё второй оттиск, всё же не вполне совпадающий с первым. Но Кругликову не пугает этот вящий "аристократизм" изобретённого ею способа. Она считает себя вполне вознаграждённой тем, что при этой технике получается красивая бархатистость тона и та самая сочность, которая так нравится в акватинте и которая вдобавок не вредит нервности, темпераментности общего впечатления». Так пишет в предисловии к альбому «Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой» (1916) Александр Бенуа, называя Кругликову изобретателем монотипии, но она лишь возродила старинную технику, известную с XVII века.
Четырнадцатилетний герой Коля Зуев
В электронную библиотеку Ленинки недавно поступила коллекция фотооткрыток на тему русско-японской войны 1905 года. Среди них выделяется открытка «Четырнадцатилетний герой Коля Зуев» . Коля — Николай Алексеевич Зуев — в 12 лет помогал доставлять депеши из Порт-Артура в штаб русской армии, минуя японские позиции. Один раз Колю взяли в плен, но ему удалось вырваться , выдав себя за китайца. За героизм Коля Зуев был награждён высшими военными наградами. После русско-японской войны Николай Зуев участвовал в Первой мировой и гражданской войнах, в 1920 году перебрался в Болгарию и во Вторую мировую войну воевал в составе армии Андрея Власова. В 1951 году Зуев уехал в Америку, а умер в Нью-Йорке в 1953 году.
Злодей в кино
Борис Николаевич Коломаров (1906—1943) — киносценарист, кинорецензент, автор нескольких книг об истории и теории кино. В книге «Злодей в кино» (1929) Коломаров рассказывает о типах кинозлодеев начиная с 1914 года: «Первыми негодяями были обольстители невинных девушек, ловкие Дон-Жуаны» — они появились в европейских кинофильмах. В Америке злодей другой — «его величество авантюрист-мошенник». Первая мировая война породила новых кинозлодеев — роковых женщин. «В тот момент, когда тысячи, миллионы мужчин отхлынули на фронт, когда в тылу создались условия для перевеса женской энергии над мужской, — было вполне естественным появлением на экране женщины-угнетательницы, сводящей с ума несчастных, слабых юношей».Как только раны войны затянулись — женщины-вамп исчезли с экранов. В буржуазном кино «сохранились только самые твердые, постоянные типы злодеев: мошенник, тиран и соперник-влюбленный». А в советских кинофильмах типичный злодей — социальный негодяй, подрыватель советского строя.
Перечисленные здесь книги — лишь немногое из того, что было оцифровано и выложено в открытый доступ в течение последнего времени. Все новые поступления в электронную библиотеку можно увидеть, отфильтровав выдачу по нескольким параметрам: время поступления, язык, вид книги, тип доступа. Приятного чтения!