Новые поступления в электронную библиотеку Ленинки
Каждый месяц в открытый доступ в электронную библиотеку Ленинки выкладываются десятки книг. Предлагаем вам обзор самых интересных из них, поступивших в последнее время в электронную библиотеку и выбранных редактором отдела редакции сайтов РГБ Ольгой Морозовой.
Частушки в СССР
Сборник «Русская частушка» , изданный в 1950 году, содержит частушки, пришедшие из народа — так, по крайней мере, утверждает составитель сборника Виктор Фёдорович Боков. Боков — поэт и собиратель фольклора — был автором популярных советских песен «На Мамаевом кургане тишина», «Гляжу в поля просторные», «На побывку едет молодой моряк», «Оренбургский пуховый платок», которые уже в 1950-е — 1960-е годы воспринимались как народные.
В сборнике «Русская частушка» есть раздел «старых», дореволюционных частушек, которые рассказывают о тяжёлой участи народа, и «новых»: здесь прославляются идеологи коммунизма, достижения сельского хозяйства и промышленности, военные подвиги и труд стахановцев. Интересно, что ударный труд в частушках встречает неожиданное сопротивление со стороны влюблённых: те ревнуют стахановца к его достижениям, но готовы смириться с ними ради общего дела.
Римский бревиарий
Бревиарий — богослужебная книга Римско-католической церкви. Древнейшие бревиарии были созданы в XI веке. Недавно оцифрованный в Российской государственной библиотеке Breviarium Romanum — рукопись XV века, украшенная миниатюрами, заставками и медальонами.
Две миниатюры в самом начале рукописи были, как считают исследователи , добавлены в бревиарий позже — в XVI веке. Они изображают два родовых герба с щитодержателями. Два «диких человека» держат родовой герб французского дома Крой, два ангела держат герб одного из представителей дома Крой, жившего в XVI веке.
Как обходиться без мяса
Кулинарный сборник «Как обходиться без мяса» — это не книга для вегетарианцев, а вынужденная мера ввиду крайне ограниченного количества мяса и его высокой цены, — пишет составитель сборника, вышедшего в 1917 году. Необходимость жёстко экономить каждый кусок и каждую косточку не отменяет, по мнению автора, изысканных прозрачных супов, блюд из раков и судака, разнообразной выпечки. При этом бульон в режиме экономии можно сварить из овощных очисток, а соус приготовить из пары ложек супа, оставшегося в тарелке.
Старинный русский фарфор
Из «Краткого очерка развития фарфорового производства в России» инженера-технолога Ф. Я. Яковлева можно узнать о том, как производили ту самую чайную посуду, увековеченную на картинах Бориса Кустодиева.
Большие, яркие чайники, украшавшие московские трактиры в XIX веке, производили на заводах Кузнецова, Гарднера и Сабанина в Московской губернии. Изначально их расписывали крестьяне-самоучки, используя самые разные подручные средства, вплоть до пальцев. В наши дни старинные традиции хранятся на фарфоровых и фаянсовых производствах в Вербилках, Гжели и Ликино-Дулёво.
Креативная индустрия, к которой относится сейчас фарфоровое производство, попала в центр внимания встречи генерального директора РГБ Вадима Дуды и заместителя министра промышленности и торговли Гульназ Кадыровой. В рамках Петербургского международного экономического форума они подписали соглашение о сотрудничестве .
Инициатива направлена на реализацию творческих проектов, создание благоприятных условий для развития креативных индустрий, поддержку культурных достопримечательностей и народных художественных промыслов в регионах России, используя обширную сеть российских библиотек.
Русский балет
Русскому балету был посвящён один из номеров иллюстрированного журнала «Альбом Солнца России», который в начале ХХ века выпускало издательство «Копейка». Большой — 40 см по длинной стороне — альбом «Русский балет» был издан в 1913 году. Он рассказывал о четырёх ведущих балеринах Императорского Мариинского театра: Матильде Кшесинской, Анне Павловой, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной, а также о знаменитых мужчинах-артистах балета. Кроме того, в альбом вошёл очерк Николая Шебуева «Русский балет и его эволюция».
«Почему именно русская танцовщица оказалась таким совершеннейшим существом, к которому, как к идеалу, стремятся танцовщицы всего мира?» — спрашивает Шебуев и отвечает: прорыв в русском балете произошёл благодаря балетмейстеру Михаилу Фокину. «Фокин вывел балет из того тупика, в который ввел его «классицизм», и из того тупика, в который поставила его Дункан... Фокин пробудил ансамбль, заменил условную жестикуляцию мимикой. Он расширил границы, как реализма, так и стилизации. Он объявил непримиримую войну анахронизмам, которые приобрели в балете права гражданства... Его основной взгляд на технику: она не цель, а средство в искусстве».
Перечисленные здесь книги — лишь немногое из того, что было оцифровано и выложено в открытый доступ в течение последнего времени. Все новые поступления в электронную библиотеку можно увидеть, отфильтровав выдачу по нескольким параметрам: время поступления, язык, вид книги, тип доступа. Приятного чтения!