Елена Васильевна Сафонова: судьба художника в ХХ веке
«Что я видел» Бориса Житкова — одна из лучших детских книг. Она описывает путешествия мальчика Алёши и его узнавание мира. Любимой многими книга стала из-за прекрасных иллюстраций художницы Елены Сафоновой. Сегодня о её судьбе и рисунках рассказывает Мария Говтвань.
О Елене Васильевне в Российской государственной библиотеке уже говорили. В 2012 году в Музее книги проходила мини-выставка , посвящённая 110-летию со дня рождения художницы. В 2015 году в издании «Книга: Исследования и материалы» вышла статья старшего научного сотрудника сектора музейной и выставочной работы научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) Юлии Вишняковой «Художник книги Елена Васильевна Сафонова» с исследованием её творчества.
Сегодня мы попробуем посмотреть на судьбу художника в ХХ веке через призму его рисунков, попытаемся понять, почему книги с иллюстрациями Елены Сафоновой так любили дети и тогда, и сейчас и почему так интересно и важно знать семейную историю.
Елена Васильевна Сафонова родилась в 1902 году в Москве. Она стала самой младшей дочерью в семье известного педагога, пианиста и дирижёра Василия Ильича Сафонова. Отец был значительной фигурой, сподвижником Петра Ильича Чайковского, ректором Московской консерватории, вырастил целое поколение выдающихся музыкантов.
Елена Васильевна до 1917 года жила в Петрограде, затем в Кисловодске — городе, где теперь Большой зал филармонии носит имя Василия Сафонова. В Кисловодске она закончила гимназию и поехала учиться живописи снова в Петроград, её учителем был Кузьма Петров-Водкин. Здесь же Елена познакомилась и подружилась со многими художниками.
С 1923 года Елена Васильевна уже работала художником-иллюстратором детских книг, а в 1928 году пришла в журналы «Чиж» и «Ёж». Там она очень сблизилась с обэриутами — участниками Объединения реального искусства , особенно с Николаем Олейниковым, Даниилом Хармсом и Александром Введенским.
Её работа в это время — иллюстрации в детских журналах и книгах «Вокзал», «Путешествие в Крым» Александра Введенского, «Рылеев» Лидии Тыняновой и других.
В 1931 году Александра Введенского и Даниила Хармса арестовали за антисоветчину и выслали в Курск. Под этот каток попала и Елена Васильевна — в ссылке она провела два года. А в 1937-м перебралась в Москву, чтобы вместе с Борисом Житковым работать над книгой «Что я видел».
Елена Васильевна всю жизнь помогала родным и друзьям. Она бесстрашно ездила в лагерь и в ссылку к своей сестре Анне Тимирёвой — возлюбленной Колчака. Во время войны отыскала в детском доме Илюшу — сына своей сестры Ольги, погибшей в блокаду в 1942 году. Племянника она усыновила. Позже Илья Кириллович много писал о Тюле (это домашнее прозвище Елены Васильевны) в своих воспоминаниях.
В статье Ильи Кирилловича «Мечты об оловянной ложке» , опубликованной в журнале «Знамя», много разных деталей послевоенной жизни, бытовых зарисовок, раскрывающих характеры и отношения. Всё это пронизано добротой, любовью и юмором. Например, так он вспоминает о подработках своей тёти:
«Елена Васильевна нашла некоторый заработок, взявшись за изготовление детской игры под названием „Моя Родина“, поражавшей и чисто физическими размерами, и педагогическим „мимо“. Игра состояла из большущей карты СССР и набора картинок с изображением добычи разных полезных ископаемых или какого-либо вдохновенного труда на полях, в шахтах и на заводах. Карта не просто изображала знакомые евразийские просторы победившего социализма — по ней были распределены преобразовательные начинания вождя: плотины, рукотворные моря, каналы, лесонасаждения и проч. Мальчики и девочки должны были отыскать на карте места, которые соответствовали выпавшим им по жребию картинкам; возможно, всё было наоборот. Сборище дебилов, увлечённых подобным занятием, могло возникнуть только в воображении чиновников минпросветовского худсовета, на столь же фальшивых картинках или в пионерских кинофильмах с аккуратно причёсанными и некрасиво одетыми детишками, но никак не в реальной жизни. Вряд ли дети и родители кинулись за этой игрой по магазинам учебных пособий; думаю, что пуговичный футбол вместе с классиками сохранил позиции и остался неколебимым лидером среди развлечений на просторах родины чудесной. Не всё, однако, осталось на прежних позициях — Тюля кое-какие средства на пропагандистской ниве заработала, и список кредиторов удалось временно сократить».
В Российской государственной библиотеке есть все детские книги, которые иллюстрировала Елена Васильевна. Среди них и сказки братьев Гримм , и «Гадкий утёнок» Андерсена, и «Доктор Айболит» Чуковского, и «Моя улица» Михалкова.
Если же мы возьмём в руки «Вокзал» или «Железную дорогу» , придуманные для совсем маленьких детей, то сможем почувствовать, как любила художница то, что изображала. Башенки, рельсы, вагончики во всём их многообразии. И, конечно, это всё имело и познавательный эффект. Увидев такие рисунки, ребёнок никогда уже не путал, что в каких товарных вагонах перевозят — бочки, брёвна или цемент.
Есть в Ленинке и две книги Александра Введенского, о которых по известным причинам много не говорили, — «Путешествие в Крым» (1929) и «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» (1937).
Книга про девочку Машу — простая и понятная даже совсем маленьким читателям, её интересно рассматривать и читать и современным детям. «У девочки Маши была собака, кошка и кукла. Собаку звали Петушок, кошку — Ниточка, а куклу — Елизавета Петровна. Как вы думаете, почему Маша их так назвала? А вот почему. Собаку она назвала Петушком потому, что петухи кричат громче всех, а собака Петушок лает ещё громче петухов. Кошку она назвала Ниточкой потому, что нитки бывают белые и чёрные, а у кошки Ниточки спинка была чёрная, а животик белый — вот Маша и назвала кошку Ниточкой. А куклу она назвала Елизаветой Петровной потому, что у Маши была одна знакомая тётя Елизавета Петровна».
Интересна судьба книги «Река». Она целиком сделана Еленой Сафоновой. В этой книжке нет никакого текста — зато на разворотах в мельчайших подробностях изображена жизнь реки и людей рядом. Это книга-путешествие. От истока, где река узкая, на её берегах появляются небольшие деревни и женщины, стирающие бельё, — до полноводной реки с мостами и кораблями.
Она была издана в 1930 году , ещё до ссылки, и очень полюбилась и детям, и взрослым. А в 1935 году Елена Васильевна сделала новую версию «Реки» : идея была та же, а воплощение — иное. Во втором издании мы видим уже промышленные города, большие пароходы, заводы, все изменения жизни.
В 2021 году издательство «Альбус корвус» переиздало «Реку» в виде двух альбомов в одной папке. «Два издания „Реки“ — документы двух советских эпох. Времени авангардного поиска и подцензурной неоклассики. Но сказать, что какая-то версия лучше, нельзя — Сафонова одинаково хорошо нарисовала обе», — написано на обложке.
Ранние рисунки Елены Сафоновой не сохранились — они погибли в блокаду. Но зато мы можем видеть более поздние её работы, не связанные с детской иллюстрацией. Это пейзажи, натюрморты, наброски, эскизы. Один такой набросок бережно хранится в частной коллекции Владимира Севрюгина. Не отголосок ли это «Реки» и одновременно иллюстрация к путешествию Алёши-Почемучки? Во всех подробностях мы можем разглядеть строительство на реке, дома, церкви и деревья.
В книге Марии Сафоновой, сестры Елены Васильевны, «Жизнеописание Василия Сафонова, составленное его дочерью» можно найти репродукции рисунков, сделанных и 10-летней девочкой, и зрелой художницей.
В заключение давайте полистаем книгу «Что я видел» , написанную Борисом Житковым и проиллюстрированную Еленой Васильевной. На первой же странице автор пишет, что этой книги должно хватить на год, она для неторопливого чтения: «Прошу вас, не читайте помногу!» И это очень правильно. Каждую страницу хочется разглядывать. Путешествовать вместе с Алёшей-Почемучкой по железной дороге, видеть, какие разные бывают вагоны и поезда, узнавать Москву, смотреть на животных в зоопарке, знакомиться с новыми взрослыми и детьми.
Для каждого дня и каждой ситуации на полях книги есть изображение, тонкое и точное, понятное детям. Получается, художник смог увидеть каждую вещь, каждый предмет глазами ребёнка — пытливого, стремящегося узнавать новое каждый день.
Двадцатый век был непростым. Многие судьбы оборвались или были искалечены. И мы знаем, что почти за каждой книгой, за каждым рисунком стоит именно судьба, история, семья. Бережно сохранённые архивы позволяют нам вникнуть и погрузиться в отдельную жизнь, больше понять и узнать о прошлом, осознать, какие прекрасные люди были рядом, жили в одно время с нами или нашими родителями.
Сейчас любой читатель Ленинки может взять книги Елены Васильевны Сафоновой в читальном зале и разглядеть её рисунки. А если его заинтересует история её семьи, то прочитать воспоминания и мемуары.
Мы благодарим Василия Ильича Сафонова, сына Ильи Кирилловича, за помощь в подготовке статьи и Владимира Алексеевича Севрюгина за предоставление рисунков Елены Сафоновой.
Список книг из фондов Российской государственной библиотеки, использованных при подготовке статьи:
Введенский А. И. Путешествие в Крым. Ленинград, 1929. Ссылка
Введенский А. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке. Москва; Ленинград, 1937. Ссылка
Сафонова Е. В. Железная дорога. Книжка-малышка. [Москва], 1937. Ссылка
Житков Б. Что я видел. Москва; Ленинград, 1939. Ссылка
Тынянова Л. Рылеев: Повесть для юношества. Москва; Ленинград, 1926. Ссылка
Сафонова Е. В. Вокзал: [Книжка-картинка]. Москва, 1930. Ссылка
Сафонова Е. В. Река. Ленинград, 1930. Ссылка
Сафонова Е. В. Река. Ленинград, 1935. Ссылка
Андерсен Г. Х. Гадкий утёнок / Перевод А. Ганзен . Москва; Ленинград, 1935. Ссылка
Чуковский К. Доктор Айболит. 2-е издание. Москва; Ленинград, 1938. Ссылка
Гримм Я. Сказки братьев Гримм / Пересказ А. Введенского. [2-е издание]. Москва; Ленинград, 1937. Ссылка
Александрова З. Октябрьская песенка: [Стихи для детей]. [Москва], 1937. (Книжка-малышка). Ссылка
Наша Плющиха: Тетрадь воспоминаний: [Сборник]. Москва, 2008. Ссылка
Сафонова М. Жизнеописание Василия Сафонова, составленное его дочерью. Москва, 2021. (Письмена времени). Ссылка