Чтение и грамотность в образовании и культуре: буква в цифре
В Российской государственной библиотеке 19 ноября прошло пленарное заседание VI Международной научно-практической конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре: буква в цифре» .
Организаторами конференции выступили РГБ и «Русская ассоциация чтения» при поддержке Европейского отделения Международной ассоциации грамотности, Роспечати, Научного совета по проблемам чтения и Психологического института РАО, МГИМО МИД России, издательского дома «Директ-Медиа».
Участники конференции обсудили проблемы грамотности, чтения и восприятия текстов как в цифровой среде, так и на бумаге, наметили пути и формы поддержки и развития чтения на основе социального партнёрства в сфере образования, культуры, книгоиздания.
Открылась конференция приветствием президента Русской ассоциации чтения Натальи Сметанниковой. От имени Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям к участникам конференции обратился Александр Воропаев, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии.
Евгения Гусева, директор Департамента государственных и приоритетных проектов РГБ, заведующая кафедрой Московского государственного лингвистического университета, поприветствовала участников конференции от имени Российской государственной библиотеки. В сообщении «Становление цифрового чтения с помощью НЭБ» Евгения Николаевна рассказала о том, что в настоящее время делает НЭБ и РГБ, чтобы чтение в цифровой среде было максимально доступным, удобным и качественным, и представила мобильное приложение «Свет» , выпущенное в августе 2020 года, набирающее популярность среди школьников, их родителей и любителей чтения.
С докладами на пленарном заседании выступили:
- Татьяна Черниговская (Санкт-Петербург) . Российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Член-корреспондент РАО, доктор наук по физиологии и теории языка, профессор кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ. Тема доклада: «Читающий мозг»
- Колин Харрисон(Великобритания). Почётный профессор Ноттингемского университета, эксперт в области исследований по обучению грамотности. Работал учителем английского языка в старшей школе в течение 7 лет, затем был научным сотрудником при Университете и преподавателем. Опубликовал более 150 научных работ, возглавлял более 50 исследовательских проектов в области грамотности и технологий. Был редактором-учредителем Journal of Research in Reading а также президентом Ассоциации чтения Соединённого КоролевстваВеликобритании и Северной Ирландии. Тема доклада — «От романтического идеализма к апокалиптическому прагматизму: как Анна Каренина, Выготский и Бахтин могут помочь нам понять опасности Интернета и использовать его потенциал».
- Уильям Брозо (США). Профессор Института постдипломного педагогического образования Университета Джорджа Мейсона. Автор многочисленных статей и монографий по обучению грамотности детей и молодёжи. Доктор Брозо — один из авторов линейки учебников по английскому языку для 6–12 классов Pearson Common Core Literature и цифровой программы iLit по обучению слабочитающих подростков. Был членом рабочей группы при поддержке ЮНЕСКО/Brookings по разработке глобальных стандартов в области обучения и оценивания Learning Metrics. Тема доклада — «Новые виды грамотности мальчиков как мощный ресурс в их развитии в области чтения и письменной речи».
- Людмила Мосунова (Киров). Доктор психологических наук, профессор Вятского государственного университета. Тема доклада — «Риски в развитии личности при цифровизации чтения».
- ЙерунКлеменс (Нидерланды). Работает в сфере образования более 40 лет. Занимается исследовательской и публичной деятельностью, осуществляет подготовку и консультирует по вопросам информационной грамотности. Сотрудничает со школами и учителями в рамках рабочих групп по включению цифровой грамотности в планы языковой подготовки и в междисциплинарное образовательное поле. Тема доклада — «Цифровая грамотность, переосмысление грамотности и обучения: педагогический и культурный аспекты».