В новогодние и рождественские дни:
28 декабря все читальные залы и читательские зоны работают по обычному графику.
C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА.


До конца 2024 года закрыт читальный зал отдела редких книг.


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА. Подробнее
Спросите библиотекаря

Была ли Минерва, или Фантом на шпиле бельведера Дома Пашкова

25 марта 2021 года

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Сегодня главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева знакомит читателей с архитектурной историей бельведера Дома Пашкова.


Дом Пашкова. Рисунок Иоганна Фридриха Антинга

Историческое здание Российской государственной библиотеки, бывший частный дом откупщика Петра Егоровича Пашкова, — жемчужина архитектурного наследия Москвы. Его появление в 1786 году на бровке Ваганьковского холма стало своеобразным гимном уходящего XVIII века — гармонии новых форм классической архитектуры и лучших традиций древнерусского зодчества.

После московского пожара 1812 года о состоянии дома нет достоверных данных. В 1818 году внешний облик дворца-усадьбы возродился с некоторыми изменениями. Самые значительные из них претерпел воссозданный на пепелище бельведер. Первоначальный вид беседки был воздушным, благодаря свободно стоящим парным колоннам. Между колоннами и стеной бельведера раскручивалась узкая круговая галерея, плавно переходящая в широкую площадку, ограждённую решёткой, парапетом террасы и вазами. Восстановленный государством после пожара бельведер и ныне логично завершает совершенные фасады белокаменной усадьбы, однако теперь парные полуколонны примыкают к стене.


Дом Пашкова. Гравюра Фридриха Дюрфельда по рисунку Иоганна Фридриха Антинга

Нет ясного представления о первоначальном ордере колоннады бельведера: был ли он трактован зодчим как коринфский и в процессе реставрации заменён на ионический? Ионический ордер боковых флигелей логично сочетается с общим характером композиции, поэтому мог быть и ранее органично применён в оформлении бельведера. Декоративное убранство бельведера тоже подверглось изменениям: утрачены венчавшая ранее шпиль беседки скульптура, герб Пашкова на центральном портике в обрамлении скульптурной группы и завершающий центральный портик со стороны Моховой улицы.

Проследить изменения, которым подвергался волшебный замок, можно обратившись к рисункам и гравюрам, дошедшим до нас с момента его появления.


Дом Пашкова. Гравюра Жерара Делабарта

Первый рисунок принадлежит немецкому художнику Иоганну Фридриху Антингу (1753, Гота, Германия — 1805, Cанкт-Петербург), посетившему Москву вскоре после окончания постройки усадьбы. Его рисунок выступает точной иллюстрацией к подробному описанию дома соотечественником Антинга — немецким путешественником Иоганном Густавом Рихтером. Рихтер упоминает в своих заметках (1795) выступ первого этажа в центре здания с колоннадой; бельведер в окружении свободно стоящих парных колонн со статуей на вершине купола; мраморных дев — Флору и Цереру — по бокам колоннады со стороны дворцового фасада. Он также описывает детали, исчезнувшие на последующих изображениях французского художника Жерара Делабарта (1730?—1810): герб Пашкова, статуи Марса и Минервы, стоящие перед домом на верхней террасе сада. Ещё одна утраченная деталь, которая присутствует на рисунках обоих художников, — мезонинный этаж с продолговатыми окошечками, заложенными в 1839 году в процессе ремонта, который проходил в его стенах после приобретения здания государством под нужды Дворянского института.

Ещё одна загадка волшебного замка, которая вызывает неподдельный интерес многочисленных гостей Российской государственной библиотеки: «Чья статуя венчала шпиль волшебного замка? Бога войны Марса или покровительницы искусств богини Минервы?» Отметим, что обе версии имеют право на существование, но невозможно не обратить внимание на исторический период появления жилого дома с дворцовым фасадом — это эпоха правления императрицы Екатерины II, или Русской Минервы (любимый образ императрицы!). Бог Марс враждебен богине Минерве, и трактовка в его пользу более близка сторонникам версии, что архитектор (предположительно Василий Баженов) был обижен императрицей и так изысканно ей отомстил. Более подробно обсудить доводы экскурсоводов за и против обоих божеств возможно в рамках тематических или обзорных экскурсий, проходящих в Доме Пашкова .


Слева: Статуя римского бога войны Марса у Бранденбургских ворот в Берлине. Скульптор Иоганн Готфрид Шадов (1764—1850). Источник фото
Справа: Екатерина II в образе богини Минервы, 1789. Скульптор — Федот Иванович Шубин. Статуя исполнена по заказу Григория Александровича Потёмкина для Таврического дворца к празднику 1790 года в честь победы над турками.

Сегодня бельведер Дома Пашкова более не служит смотровой площадкой и не балует посетителей роскошными видами города. В небеса устремлён оголённый шпиль воздушной беседки, на которую изредка присаживается отдохнуть пролетающая мимо птица, и тогда на непродолжительное время облик дома получает логическое завершение.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться