Атанасиус Кирхер: универсальный гений
Хранители Ленинки рассказывают о своих любимых книгах
Продолжается цикл рассказов о книгах, хранящихся в основном фонде Российской государственной библиотеки. Главный библиотекарь отдела хранения основных фондов РГБ Елена Медведченкова поделилась историей книг Атанасиуса Кирхера.
Атанасиус Кирхер (1602–1680) в своё время считался универсальным гением, причём не меньшего масштаба, чем Ньютон, Декарт и Леонардо да Винчи.
Кирхер родился в Германии, получил прекрасное образование, был монахом ордена иезуитов. Создал свой собственный музей и написал книги обо всём на свете. Его научные труды касались практически всех областей науки — математики, медицины, геологии, физики, астрономии, алхимии.
Атанасиус Кирхер создавал трактаты по географии, рисовал карту Атлантиды, спускался в кратер Везувия, брал пробы земли, исследовал микроорганизмы, вызывающие чуму, изобретал разные машины, одна из которых стала настоящим прообразом калькулятора.
Про Кирхера говорят, что он знал всё, что можно было знать в XVII веке. Он расшифровывал старые египетские письмена, потому что был уверен: именно там сокрыты тайны бытия. Хотел разгадать загадку жизни и осуществить свою мечту — построить такую модель, которая отвечала бы формуле OMNIA IN OMNIBUS — всё во всём. Тогда, потянув за один рычажок, можно было бы понять, как устроен весь мир, как всё связано и как работает.
Фонды Российской государственной библиотеки настолько обширны, что некоторые редко спрашиваемые книги могут годами стоять на полках, не привлекая внимания. Так, книга Кирхера была найдена случайно.
Хранители проверяли фонды и расстановку книг, увидели старинные издания с красивейшими гравюрами. Эти книги, написанные на латыни, давно никто не заказывал.
Хранители заинтересовались и стали исследовать вопрос. Оказалось, что их первой «находкой» стала энциклопедия Китая, написанная Атанасиусом Кирхером в 1667 году.
Полное название энциклопедии переводится так: «Памятники Китая, как священные, так и мирские, и к ним различные зрелища, как природы, так и искусства, и о прочих достопамятных вещах разъясняющее рассуждение».
Сам Кирхер в Китае не был. На основе рассказов путешественников он составил карту Китая, записал китайский алфавит, описал жителей, быт, костюмы. Очень интересны и иллюстрации к книге: это гравюры, каждая из которых — произведение искусства.
Однако путешественники, как это часто бывает, порой рассказывали о своих впечатлениях не очень точно, приукрашивали и выдумывали. Поэтому среди гравюр встречаются странные и фантастические — на них изображены животные и растения, которых в действительности не существовало.
«У рассказчиков о Китае было наслоение впечатлений, — говорит Елена Петровна. — Поэтому появились такие звери. Вот написано „гиппопотам“, он живёт на берегу моря, зубастый, питается рыбой. Кто это? Скорее всего, млекопитающее, морское животное, хотя трудно представить, что он плавает.
Или вот „зеленокрылые черепахи“. Их так назвали — и, соответственно, изобразили их летающими, с крыльями. На самом же деле, они — зеленовласые! Были такие водяные черепахи, обрастающие зелёными водорослями, словно волосами. От одной неточности картина полностью изменилась».
Чтобы понять, что художник никогда не видел некоторых из тех существ, которых изобразил в энциклопедии, достаточно посмотреть на изображение летучей мыши, больше похожее на портрет летучей кошки.
Сфера интересов Атанасиуса Кирхера не ограничивалась географическими исследованиями. Другой книгой, обнаруженной хранителями, был трактат учёного по экспериментальной физиологии, включающий описания опытов по физике, химии, оптике, механике, медицине и магнетизму.
Именно Кирхер считается прародителем кинематографа — ведь это он придумал «волшебный фонарь», проектор, с помощью линз которого можно было смотреть на стене увеличенное изображение какой-либо картины.
Хранителям так понравилась эта гравюра с пучком света, что они специально её увеличили и распечатали, и во время Библионочи показывали гостям.
Большинство изобретений Кирхера остались только на бумаге, но изобретения по акустике он применил в своём музее — Кирхераруме, кабинете редкостей, основанном в Риме в 1651 году. Этот музей был полон акустических приборов и подслушивающих устройств: например, находясь в тайной комнате, можно было слышать разговоры гостей.
Ещё одной интереснейшей книгой, которую показала Елена Петровна, был трактат по музыке из личной библиотеки Владимира Фёдоровича Одоевского. На переплёте мы видим его подпись, на форзаце — экслибрис.
В этой книге — потрясающие исследования Кирхера в области музыки и акустики. По иллюстрациям можно понять, что он изучил голосовой аппарат человека, сравнил его с голосовым аппаратом насекомых и лягушек, посмотрел, как издают звуки те и другие. Более того, он записал нотами и длительностями пение петуха, кукушки и перепела.
Сам Владимир Фёдорович Одоевский был одним из основоположников русского музыкознания, директором Румянцевского музея, писателем и мыслителем. В своей книге «4338-й год: Петербургский роман» он описал будущий телеграф, электронную почту и ксерокс. Поэтому присутствие в его личной библиотеке сочинений Атанасиуса Кирхера вполне понятно и объяснимо.
«Когда музей и библиотека переезжали в Москву, Одоевский много сделал для этого, не дал погибнуть библиотеке. И своё личное собрание книг Владимир Фёдорович завещал Библиотеке Румянцевского музея. Так книги Кирхера оказались в Ленинке», — рассказывает Елена Петровна.
Стремление Кирхера к систематизации всего и во всём подтверждается каждым его исследованием, во всех научных областях, вызывавших его интерес.
В трудах Кирхера огромное количество чертежей, он находил практическое применение всем своим изобретениям. Если ему не хватало подходящих орудий труда, он сам изобретал эти инструменты, конструировал их и воплощал с их помощью свои идеи.
На гравюрах мы видим, как с помощью звуковых устройств Кирхера можно было оповещать граждан о событиях, передавать важные сообщения.
Каждый читатель Ленинки может получить на руки книги Кирхера и изучить их. Правда, хорошо бы для этого знать латынь.
Хранители фондов считают, что Российскую государственную библиотеку можно сравнить с полноводной и бесконечной рекой. Книги Ленинки таят в себе множество загадок о людях прошлого, об их жизни и открытиях. Обнаружив одну удивительную книгу, потянув за эту ниточку, можно вытянуть целую историю, найти другие книги, связанные с этой, восстановить целостную картину.
«После китайской энциклопедии мы узнаём имя Атанасиуса Кирхера сразу и везде. Если видим где-то его издания — очень радуемся, начинаем внимательно рассматривать книгу, он нам как близкий друг теперь», — делится Елена Петровна.
Мы благодарим её за прекрасный рассказ и за новые знания, которые мы получили о науке и людях средних веков.
Прочитать про коллекцию Румянцева
Прочитать про коллекцию Козьмы Солдатёнкова
Прочитать про коллекцию Николая Рубакина