Ханский дворец. Бахчисарай. Фото:
travelworld.livejournal.com
Последний в 2014 году номер журнала РГБ «Восточная коллекция» получил название
«Бахчисарайский альбом»
. Это иллюстрированное повествование о Бахчисарайском историко-культурном заповеднике, объединяющем 138 памятников материальной и духовной культуры крымских татар и других народов полуострова.
Автором идеи и координатором проекта стал доктор исторических наук Илья Зайцев. Выпуск журнала открывается
обращением к читателям
председателя Государственной Думы, председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина.
«Во все времена Крым был местом диалога культур, — говорится в обращении. — В древности — античной, византийской, славянской, а чуть позже — восточной, русской, европейской. Одним из центров притяжения для писателей, художников, культурных деятелей был Бахчисарай — историческая столица Крыма. Именно здесь был основан крупнейший историко-культурный заповедник полуострова. Издание, которое я с удовольствием представляю читателям, целиком посвящено музею в Бахчисарае. На его страницах — статьи и эссе, в которых Крым предстает удивительной мозаикой восточных и русских культурных мотивов».
Авторами номера стали ученые-историки Крыма и Москвы, сотрудники Бахчисарайского заповедника, фотографы и журналисты. Их публикации опираются на исследования памятников материальной культуры, музейных коллекций и документов, находящихся в собрании заповедника, произведений современного искусства. Широко использованы книги из фондов Российской государственной библиотеки, в том числе издания поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Бахчисарайский фонтан» разных лет и произведения русских и иностранных путешественников и художников о Крыме.
Своеобразным приложением к «Бахчисарайскому альбому» является выпущенный редакцией комплект открыток «Очарование Тавриды», в котором представлены работы замечательного итальянского художника XIX века Карло Боссоли.
Статьи номера:
-
«Миссия Бахчисарайского заповедника» — под таким заголовком печатается интервью с генеральным директором заповедника Эльмирой Аблялимовой.
В интервью рассказывается о работе и планах крупнейшего культурно-просветительного и научно-исследовательского учреждения Крыма, которое активно интегрируется в музейное сообщество России.
-
Рустем Эминов. Дворец-музей на ветрах времени.
Основные этапы истории и формирования коллекций заповедника.
-
Решат Алиев. История, запечатлённая в фотографиях.
В 1880 году русский фотограф Иван Болдырев выполнил съемку интерьеров Ханского дворца и города Бахчисарая. Альбом этих фотографий имеет огромную историческую ценность.
-
Эльмира Абибуллаева. О чем рассказали Кадиаскерские тетради.
Благодаря сохранившимся судебным реестрам стало возможно представить картину жизни Бахчисарая ХVII—XVIII веков, занятия и социальную структуру горожан.
-
Илья Зайцев. Фонтаны новых падишахов.
На территории заповедника находится фонтан в честь российского император Александра I с его тугрой (гербом-монограммой). Другой фонтан, не сохранившийся до нашего времени, был посвящён Александру III.
-
Ольга Желтухина. Перелистывая акварельные версты...
В научном наследии русского учёного-энциклопедиста немецкого происхождения Петера Симона Палласа (1741—1811) имеется несколько ценных работ об этнографии Крыма.
-
Михаил Кизилов. Читающие и чтущие Писание.
В статье рассказывается о крымских караимах — евреях, переселившихся в Крым в XIV веке и воспринявших здесь язык и элементы культуры крымских татар.
-
Сергей Борисов. Неожиданная находка.
Автор статьи обнаружил, что на одной из картин известного русского художника Василия Верещагина изображен уголок Крыма.
-
Алексей Волошинов, Татьяна Волошинова. Мавзолей прекрасной Джанике.
История сооружения и архитектурные особенности дюрбе (мавзолея) Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша, о которой существует много легенд.
-
Эльмира Абибуллаева, Сельвина Сеитмеметова. «Просвещенный народ бессмертен...».
В названии статьи воспроизведены слова выдающегося просветителя и издателя Исмаила Гаспринского (1851—1914). Он создал новую методику преподавания и учебники для крымско-татарских школ.
-
Мамут Чурлу. Глаза земли.
Почитание воды с древнейших времён играло важную роль в культуре крымских татар. Всякий, кто хотел сделать доброе дело для спасения своей души и оставить память о своих умерших родителях, строил фонтан — чешме.
-
Ленара Чубукчиева. Волшебный мир филиграни.
Ювелирные изделия из металла фигурируют в крымско-татарской культуре в качестве оберегов и подарков, а также служат источником охранительной силы.
-
Сафие Абдураманова. Благопристойная модница.
Головной убор в народном костюме крымских татар выполнял не только эстетические, но и определённые знаковые и церемониальные функции, а головное покрывало стало одним из главных атрибутов женского повседневного и выходного костюма.
-
Оксана Алпашкина. Изящные столики под узорчатыми крышками.
Одним из образцов декоративно-прикладного искусства Крыма являются курсю — изящные невысокие столики с инкрустированными крышками.
-
Зера Мамутова, Анна Полканова. Потолки, подобные ковру и небу.
Немногочисленные художественно оформленные деревянные потолки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о высоком искусстве старых мастеров.
-
Анна Полканова, Эдие Мустафаева. Камешки с нежными именами.
Великолепные женские украшения с использованием перламутра, жемчуга, самоцветов и других минералов вызывают неизменное восхищение.
-
Екатерина Ермакова. Хайтарма — значит «возвращение».
На состоявшейся в Москве выставке декоративно-прикладного искусства крымских татар были представлены изделия современных мастеров, привлекшие внимание многочисленных посетителей.
-
И. Робадовский. Пушкин как повод.
Обзор иллюстрированных изданий поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Бахчисарайский фонтан», хранящихся в фондах Российской государственной библиотеки.
-
Завершает выпуск
обзор литературы и интернет-ресурсов
по теме номера.
27.11.2014
|