Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Журнал «Восточная коллекция» № 4/2014

27 ноября 2014 года


Ханский дворец. Бахчисарай. Фото: travelworld.livejournal.com

По­след­ний в 2014 го­ду но­мер жур­на­ла РГБ «Во­сточ­ная кол­лек­ция» по­лу­чил на­зва­ние «Бах­чи­са­рай­ский аль­бом» . Это ил­лю­стри­ро­ван­ное по­вест­во­ва­ние о Бах­чи­са­рай­ском ис­то­ри­ко-куль­тур­ном за­по­вед­ни­ке, объ­еди­ня­ю­щем 138 па­мят­ни­ков ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры крым­ских та­тар и дру­гих на­ро­дов по­лу­ост­ро­ва.

Ав­то­ром идеи и ко­ор­ди­на­то­ром про­ек­та стал док­тор ис­то­ри­че­ских на­ук Илья Зай­цев. Вы­пуск жур­на­ла от­кры­ва­ет­ся об­ра­ще­ни­ем к чи­та­те­лям пред­се­да­те­ля Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы, пред­се­да­те­ля Рос­сий­ско­го ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства Сер­гея На­рыш­ки­на.

«Во все вре­ме­на Крым был ме­стом диа­ло­га куль­тур, — го­во­рит­ся в об­ра­ще­нии. — В древ­но­сти — ан­тич­ной, ви­зан­тий­ской, сла­вян­ской, а чуть поз­же — во­сточ­ной, рус­ской, ев­ро­пей­ской. Од­ним из цен­тров при­тя­же­ния для пи­са­те­лей, ху­дож­ни­ков, куль­тур­ных де­я­те­лей был Бах­чи­са­рай — ис­то­ри­че­ская сто­ли­ца Кры­ма. Имен­но здесь был ос­но­ван круп­ней­ший ис­то­ри­ко-куль­тур­ный за­по­вед­ник по­лу­ост­ро­ва. Из­да­ние, ко­то­рое я с удо­воль­стви­ем пред­став­ляю чи­та­те­лям, це­ли­ком по­свя­ще­но му­зею в Бах­чи­са­рае. На его стра­ни­цах — ста­тьи и эс­се, в ко­то­рых Крым пред­ста­ет уди­ви­тель­ной мо­за­и­кой во­сточ­ных и рус­ских куль­тур­ных мо­ти­вов».

Ав­то­ра­ми но­ме­ра ста­ли уче­ные-ис­то­ри­ки Кры­ма и Моск­вы, со­труд­ни­ки Бах­чи­са­рай­ско­го за­по­вед­ни­ка, фо­то­гра­фы и жур­на­ли­сты. Их пуб­ли­ка­ции опи­ра­ют­ся на ис­сле­до­ва­ния па­мят­ни­ков ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры, му­зей­ных кол­лек­ций и до­ку­мен­тов, на­хо­дя­щих­ся в со­бра­нии за­по­вед­ни­ка, про­из­ве­де­ний со­вре­мен­но­го ис­кус­ства. Ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны кни­ги из фон­дов Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки, в том чис­ле из­да­ния по­э­мы Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на «Бах­чи­са­райский фонтан» раз­ных лет и про­из­ве­де­ния рус­ских и ино­стран­ных пу­те­шест­вен­ни­ков и ху­дож­ни­ков о Крыме.

Свое­об­раз­ным при­ло­же­ни­ем к «Бах­чи­са­рай­ско­му аль­бо­му» яв­ля­ет­ся вы­пу­щен­ный ре­дак­ци­ей ком­плект от­кры­ток «Оча­ро­ва­ние Та­ври­ды», в ко­то­ром пред­став­ле­ны ра­бо­ты за­ме­ча­тель­но­го ита­льян­ско­го ху­дож­ни­ка XIX ве­ка Кар­ло Бос­со­ли.

Ста­тьи но­ме­ра:

  • «Мис­сия Бах­чи­са­рай­ско­го за­по­вед­ни­ка» — под та­ким за­го­лов­ком пе­ча­та­ет­ся ин­тер­вью с ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром за­по­вед­ни­ка Эль­ми­рой Аб­ля­ли­мо­вой. В ин­тер­вью рас­ска­зы­ва­ет­ся о ра­бо­те и пла­нах круп­ней­ше­го куль­тур­но-про­све­ти­тель­но­го и на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го учре­жде­ния Кры­ма, ко­то­рое ак­тив­но ин­те­гри­ру­ет­ся в му­зей­ное со­об­ще­ство Рос­сии.
  • Ру­стем Эми­нов. Дво­рец-му­зей на вет­рах вре­ме­ни. Ос­нов­ные эта­пы ис­то­рии и фор­ми­ро­ва­ния кол­лек­ций за­по­вед­ни­ка.
  • Ре­шат Али­ев. Ис­то­рия, за­пе­чат­лён­ная в фо­то­гра­фи­ях. В 1880 го­ду рус­ский фо­то­граф Иван Бол­ды­рев вы­пол­нил съем­ку ин­те­рье­ров Хан­ско­го двор­ца и го­ро­да Бах­чи­са­рая. Аль­бом этих фо­то­гра­фий име­ет огром­ную ис­то­ри­че­скую цен­ность.
  • Эль­ми­ра Абибул­ла­е­ва. О чем рас­ска­за­ли Ка­диа­скер­ские тет­ра­ди. Бла­го­да­ря со­хра­нив­шим­ся су­деб­ным ре­ест­рам ста­ло воз­мож­но пред­ста­вить кар­ти­ну жиз­ни Бах­чи­са­рая ХVII—XVIII ве­ков, за­ня­тия и со­ци­аль­ную струк­ту­ру го­ро­жан.
  • Илья Зай­цев. Фон­та­ны но­вых па­ди­ша­хов. На тер­ри­то­рии за­по­вед­ни­ка на­хо­дит­ся фон­тан в честь рос­сий­ско­го им­пе­ра­тор Алек­сандра I с его тугрой (гер­бом-мо­но­грам­мой). Дру­гой фон­тан, не со­хра­нив­ший­ся до на­ше­го вре­ме­ни, был по­свя­щён Алек­сан­дру III.
  • Оль­га Жел­ту­хи­на. Пе­ре­ли­сты­вая ак­ва­рель­ные вер­сты... В на­уч­ном на­сле­дии рус­ско­го учё­но­го-эн­цик­ло­пе­ди­ста не­мец­ко­го про­ис­хож­де­ния Пе­те­ра Си­мо­на Пал­ла­са (1741—1811) име­ет­ся не­сколь­ко цен­ных ра­бот об эт­но­гра­фии Кры­ма.
  • Ми­ха­ил Ки­зи­лов. Чи­та­ю­щие и чту­щие Пи­са­ние. В ста­тье рас­ска­зы­ва­ет­ся о крым­ских ка­раи­мах — ев­ре­ях, пе­ре­се­лив­ших­ся в Крым в XIV ве­ке и вос­при­няв­ших здесь язык и эле­мен­ты куль­ту­ры крым­ских та­тар.
  • Сер­гей Бо­ри­сов. Не­ожи­дан­ная на­ход­ка. Ав­тор ста­тьи об­на­ру­жил, что на од­ной из кар­тин из­вест­но­го рус­ско­го ху­дож­ни­ка Ва­си­лия Ве­ре­ща­ги­на изоб­ра­жен уго­лок Кры­ма.
  • Алек­сей Во­ло­ши­нов, Та­тья­на Во­ло­ши­но­ва. Мав­зо­лей пре­крас­ной Джа­ни­ке. Ис­то­рия со­ору­же­ния и ар­хи­тек­тур­ные осо­бен­но­сти дюр­бе (мав­зо­лея) Джа­ни­ке-ха­ным, до­че­ри ха­на Тох­та­мы­ша, о ко­то­рой су­ще­ству­ет мно­го ле­генд.
  • Эль­ми­ра Абибул­ла­е­ва, Сель­ви­на Се­ит­ме­ме­то­ва. «Про­све­щен­ный на­род бес­смер­тен...». В на­зва­нии ста­тьи вос­про­из­ве­де­ны сло­ва вы­да­ю­ще­го­ся про­све­ти­те­ля и из­да­те­ля Ис­ма­и­ла Гас­прин­ско­го (1851—1914). Он со­здал но­вую ме­то­ди­ку пре­по­да­ва­ния и учеб­ни­ки для крым­ско-та­тар­ских школ.
  • Ма­мут Чур­лу. Гла­за зем­ли. По­чи­та­ние во­ды с древ­ней­ших вре­мён иг­ра­ло важ­ную роль в куль­ту­ре крым­ских та­тар. Вся­кий, кто хо­тел сде­лать доб­рое де­ло для спа­се­ния сво­ей ду­ши и оста­вить па­мять о сво­их умер­ших ро­ди­те­лях, стро­ил фон­тан — чеш­ме.
  • Ле­на­ра Чу­бук­чи­е­ва. Вол­шеб­ный мир фи­ли­гра­ни. Юве­лир­ные из­де­лия из ме­тал­ла фи­гу­ри­ру­ют в крым­ско-та­тар­ской куль­ту­ре в ка­че­стве обе­ре­гов и по­дар­ков, а так­же слу­жат ис­точ­ни­ком охра­ни­тель­ной си­лы.
  • Са­фие Аб­ду­ра­ма­но­ва. Бла­го­при­стой­ная мод­ни­ца. Го­лов­ной убор в на­род­ном ко­стю­ме крым­ских та­тар вы­пол­нял не толь­ко эс­те­ти­че­ские, но и опре­де­лён­ные зна­ко­вые и це­ре­мо­ни­аль­ные функ­ции, а го­лов­ное по­кры­ва­ло ста­ло од­ним из глав­ных ат­ри­бу­тов жен­ско­го по­все­днев­но­го и вы­ход­но­го ко­стю­ма.
  • Ок­са­на Ал­паш­ки­на. Изящ­ные сто­ли­ки под узор­ча­ты­ми крыш­ка­ми. Од­ним из об­раз­цов де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства Кры­ма яв­ля­ют­ся кур­сю — изящ­ные не­вы­со­кие сто­ли­ки с ин­кру­сти­ро­ван­ны­ми крыш­ка­ми.
  • Зе­ра Ма­му­то­ва, Ан­на Пол­ка­но­ва. По­тол­ки, по­доб­ные ко­в­ру и не­бу. Не­мно­го­чис­лен­ные ху­до­же­ствен­но оформ­лен­ные де­ре­вян­ные по­тол­ки, со­хра­нив­ши­е­ся до на­ших дней, сви­де­тель­ству­ют о вы­со­ком ис­кус­стве ста­рых ма­сте­ров.
  • Ан­на Пол­ка­но­ва, Эдие Му­ста­фа­е­ва. Ка­меш­ки с неж­ны­ми име­на­ми. Ве­ли­ко­леп­ные жен­ские укра­ше­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем пер­ла­мут­ра, жем­чу­га, са­мо­цве­тов и дру­гих ми­не­ра­лов вы­зы­ва­ют не­из­мен­ное вос­хи­ще­ние.
  • Ека­те­ри­на Ер­ма­ко­ва. Хай­тар­ма — зна­чит «воз­вра­ще­ние». На со­сто­яв­шей­ся в Москве вы­став­ке де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства крым­ских та­тар бы­ли пред­став­ле­ны из­де­лия со­вре­мен­ных ма­сте­ров, при­влек­шие вни­ма­ние мно­го­чис­лен­ных по­се­ти­те­лей.
  • И. Ро­ба­дов­ский. Пуш­кин как по­вод. Об­зор ил­лю­стри­ро­ван­ных из­да­ний по­э­мы Александра Сергеевича Пуш­ки­на «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан», хра­ня­щих­ся в фон­дах Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки.
  • За­вер­ша­ет вы­пуск об­зор ли­те­ра­ту­ры и ин­тер­нет-ре­сур­сов по те­ме но­ме­ра.

27.11.2014

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться