День памяти и скорби
22 июня 2011 года в конференц-зале Российской государственной библиотеки прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню памяти и скорби. Семьдесят лет назад началась Великая Отечественная война. Фестиваль военной песни, подготовленный сотрудниками РГБ, открылся «Балладой о ветеранах Ленинки» в исполнении искусствоведа Вячеслава Рожновского. Программа была в основном составлена из песен военного времени, хотя и имеющих авторов, но уже давно ставших народными.
В конце встречи ветеранам подарили экземпляры литературного альманаха РГБ (Дом Пашкова. — М. 2011), в котором представлены воспоминания, стихи о библиотекарях, переводы зарубежной поэзии. «В
О жизни и о себе
В рубрике «Вечное эхо войны» в альманахе напечатано стихотворение фронтовика Льва Георгиевича Чернышева, много лет отдавшего Ленинке:
Опять пришел год юбилейный,
Он мрак болезней разогнал,
И воскресил он путь военный
И в
Участник Великой Отечественной, он часто выступал на митингах, но фронтовыми воспоминаниями почти не делился, тем более не рассказывал о собственных заслугах. Просто читал свои безыскусные стихи, большинство из которых вошли в сборник «Не так нам тяжело, пока мы вместе, сплоченные, как воинская рать».
Личное дело
Лев Георгиевич родился 27 февраля 1922 года в подмосковном селе Дятлово. В самом начале войны ушел добровольцем на фронт, хотя из-за слабого зрения имел право остаться в тылу. Защищал Москву и Сталинград. Был ранен, получил инвалидность. В 1945 году пришел в ГБЛ, где в общей сложности проработал 38 лет. Начинал с помощника библиотекаря, а на пенсию вышел заведующим сектором научно-исследовательского отдела информации по проблемам культуры и искусства, который возглавлял более пятнадцати лет. Имел 19 правительственных наград, в том числе орден Отечественной войны
Поэтическая биография
В некрологе справедливо было отмечено: «Льва Георгиевича без преувеличения можно назвать совестью нашей библиотеки». Мужественный и принципиальный, он никогда не повышал голоса, разговаривал с людьми, «словно немного смущаясь». Человек был исключительно скромный. По-настоящему раскрывался лишь в творчестве, хотя к профессиональным поэтам себя не причислял. Его поэтическая биография написана слогом, далеким от совершенства, но ее главный плюс — абсолютная искренность.
Едва успел закончить школу,
Как началась война.
В свои девятнадцать
Мальчишеских лет,
Имея по зрению «белый билет»,
Пошел добровольцем
На фронт воевать.
Его стихи о декабре
Декабрьские длинные ночи,
Короткие снежные дни.
Взрывались снаряды и мины,
Горели, дымились дома,
Заборы, березы, осины.
Казалось, горела зима.
Потом Чернышев напишет о Сталинграде, где тоже воевал и получил осколочное ранение. О румынском городе Измире, где встретил 9 мая 1945 года. Пройдет полвека, и он, участник Парада Победы 1995 года, будет с грустью констатировать: «Все меньше нас, все меньше нас, с войны вернувшихся домой». В его произведениях — не только воспоминания о войне, но и глубокие раздумья о природе сталинизма, иллюзиях эпохи, перестройке, которую вначале принял с энтузиазмом. И очень много строк, посвященных Ленинке. Так, в одном из стихотворений, датированных 1982 годом, он с любовью провел параллель: «Сто двадцать ей, мне шестьдесят».
Когда пришла пора уходить на пенсию, сочинил целую оду: «Прощайте, друзья! Прощай, мой стол!» и т. д. Обещал: всегда помогу, «если не хватит рук. Вы лишь запомните, живу не на Памире, а у подножья Воробьевых гор». Здесь проявилась особенность его натуры: в невеселых, по сути, обстоятельствах призывать чувство юмора. Так, одно из итоговых стихотворений называет в полушутливой манере: «О чем думаешь, когда "едешь с ярмарки"».
Самое, пожалуй, светлое из того, что написано Львом Георгиевичем, завершает сборник «Не так нам тяжело...». «Квартира моя высоко — на восьмом», — рассказывает он читателю. А затем приглашает в путешествие по своему маленькому раю с «балконной флорой»: там растут столетники, дикий виноград, герань. И даже в эту компанию каким-то образом затесался ясень. Цветущий на балконе сад — своеобразная метафора жизни этого человека, где он возделывал каждый уголок.
Лев Георгиевич — личность безусловно неординарная, но его можно назвать «одним из многих». Он сам это подчеркивал («Обычная досталась мне судьба») и с полным правом говорил от лица своего поколения. Людей, на чью долю выпали тяжкие испытания. Однако они не ломались. Достойно делали свое дело, приближали победу и порой от души радовались жизни, потому что были молоды и полны надежд. Обо всем этом красноречиво свидетельствуют воспоминания немногих из оставшихся в живых очевидцев войны и документы эпохи.
Из книги «Голос прошлого. Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В. И. Ленина в годы Великой Отечественной войны»
Сост.: Л. М. Коваль, Л. И. Илларионова, М. В. Волкова и др. — М., 1991
23.06.2011