Фонды РГБ о рождении Красной армии
Василий Ефанов. Связисты за работой, 1929 Обложка журнала «Красноармеец и краснофлотец» |
23 февраля 2012 года страна отметит День защитника Отечества. 94 года назад была создана Рабоче-крестьянская Красная армия. Первые годы ее становления вызывают особый интерес. В РГБ хранится немало изданий и документов, в которых жизнь красноармейцев предстает в неожиданных ракурсах.
«Много бойцов полегло»
Вступительная статья сборника «Красная армия. 23 февраля 1918 — 23 февраля 1922» сразу расставляет точки над i: «Буржуазно-дворянская Россия из года в год праздновала юбилеи различных частей армии. В головы крестьян, составлявших кадры царских опричников, вбивали тупое чувство гордости „славной историей подвигов“ их полков... Нынешний юбилей — это и мировой праздник угнетенных пролетариев».
«23 февраля Советское правительство опубликовало декрет о сформировании Красной армии, — говорится в историческом очерке. — В основу было положено добровольческое начало... на первых порах Красная армия существовала почти только на бумаге». Успехи обозначились, утверждает автор, когда начальников перестали выбирать, «как в старой армии», их стало назначать рабоче-крестьянское правительство.
В жанре комплиментарной журналистики написана статья о Буденном: «Глаза с лукавым огоньком говорят о природном уме. Я просидел шесть часов, слушая его рассказ о Красной коннице. Если бы этот рассказ выслушал любой западно-европейский генерал, он преклонился бы перед храбростью нашей армии и величавой скромностью ее вождей».
Ноту художественности внес классик пролетарской литературы Дмитрий Фурманов. Его «Лбищенская драма» повествует о том, как сентябрьской ночью 1919 года казаки выбивают красноармейцев из станицы. Среди участников боя — сам Чапаев: «Он бросился в волны и поплыл. Раненая рука онемела, стал забываться и, когда был уже совсем близко к берегу, — пуля, видимо, угодила ему прямо в голову. Чапаев пошел ко дну».
С революционной риторикой соседствует глубокая горечь: «Уральское казачество билось отчаянно за мнимую свободу, с неукротимой ненавистью встречало красных пришельцев. Много наших бойцов полегло, но еще больше казаков; у них были скошены целые цепи — так рядом и лежали по степи». Тема, с гениальной мощью выписанная в шолоховском «Тихом Доне».
Голубь мира на войне
Среди инструкций и уставов двадцатых выделяется «Временное наставление по военно-голубиному делу РККА» 1927 года. Небольшое по объему, оно содержит множество сведений: анатомические параметры голубиного племени, скорость и высота полетов, правила содержания, наконец, устройство голубестанций. Но главный акцент сделан на дрессировке. Проводились принудительные полеты (гон), когда голубей «спугивали», а потом в течение часа не давали присесть. Их также приучали к грому артиллерийских орудий, темноте (на случай ночных полетов), переноске грузов. Депеши весом 20 грамм считались предельной тяжестью для грациозных созданий.
Военно-почтовый голубь при отсутствии других средств связи был незаменим. Обученными птицами снабжались агенты тайной разведки, кавалерийские части и партизанские отряды. Они использовались на флоте, ибо «передача по радио обнаруживает противнику наше судно». И обеспечивали связь самолета с землей: «Голубь легко берет направление и спускается на голубятню, будучи выпущен с аэроплана».
Щи да каша — пища наша
Александр Апсит. Плакат «На коня, пролетарий!», 1919
|
Судя по источникам, хозяйство в Красной армии велось добросовестно. В «Положении о хозяйстве в роте, эскадроне, неотдельной батарее и штатной команде» (М., 1925) даны подробные инструкции. Например, «правила для сбережения вещей» — обувки, подстилочных принадлежностей, походных котелков.
Причитающееся воинам жалованье командир роты получал от полкового казначея под расписку. День получки и сумма отмечались в служебных книжках. Ежемесячно открытым голосованием выбирался взводный раздатчик, который выдавал каждому красноармейцу хлеб, чай, сахар, мыло.
Вопросам довольствия посвящено отдельное издание — «Красноармейская пища. Наставления для приготовления пищи» (М.,1924). Все учтено: нормы продпайка, раскладка, санитарные требования, режим экономии («наполнение кухни паром указывает на ненужную трату дров поваром»). Продукты выкладывались в котел лишь в присутствии дежурного по кухне. При нем же заносились данные в лист о припасах. Доброкачественность блюд лично проверял командир роты.
Категорически запрещалось есть из общей миски. Каждый едок снабжался отдельной посудой. В «Примерном расписании варки в течение недели» расписано меню. Супы, каши, картофельное пюре, винегрет с селедкой. Самое популярное кушанье — щи. Указывается даже, сколько чего требуется, чтобы щей хватило на 100 человек: «9 ведер воды, жестянок с консервами — 50 шт., капусты — 40 фунтов, крупы — 3 ф., соли — 2 ф...». Кормили без изысков, но сытно.
Не хлебом единым
Организации театральной работы в армии придавали большое значение, о чем свидетельствует и книга под редакцией А. И. Пиотровского «Красноармейский театр» (Петроград, 1921). В первую очередь шло активное обучение массовым играм-импровизациям на заданную тему (стачки, митинги, «восстания Стеньки Разина и Пугачева» и т. п.). Инструкция гласит: «Темы речей могут указываться руководителями. Впрочем, игра менее всего состоит из больших речей. Преобладает массовый говор, чередующийся с одиночными восклицаниями».
Эталонным считалось действо, поставленное в Череповце к третьей годовщине Октябрьской революции. Его сценарий подробно изложен. На эстраде — царь со свитой, одетые в одинаковые черные пальто члены временного правительства, кучка генералов и фабрикантов. Их накрывает волна народного гнева. «Рабочие, работницы, солдаты берутся за руки. Пляшут. Поют. Общее ликование».
В театральный кружок записывали всех желающих, в «кружок повышенного типа» — лишь одаренных. Любопытен список рекомендованной для постановок литературы. Наряду с титанами — Шекспиром, Шиллером, Толстым, Чеховым — в нем фигурируют какой-нибудь Рышков («День денщика Душкина») или Щеглов («Солдатская любовь»). Хотя в принципе такой подход понятен. Организаторы красноармейского театра честно признавали: «При низком уровне культурного развития масс спектакли могут быть непонятыми».
Армия — довольно специфический социальный институт. При всей своей закрытости она отражает состояние общества и обнаруживает его приоритеты и проблемы. Очевидным тому подтверждением являются издания из библиотечного фонда военной литературы.