«Тихий Дон»: впервые без цензуры
8 апреля 2011 года в Доме Пашкова состоялась презентация нового издания эпопеи «Тихий Дон», две первые книги которой полностью воссозданы по авторским рукописям. В этом значимом культурном событии приняли участие писатели, литературоведы, историки, сотрудники музеев и библиотек, журналисты, педагоги и студенты. Ведущий встречи — председатель Союза писателей России Валерий Ганичев — вручил дарственный экземпляр генеральному директору РГБ Александру Вислому.
В этом году величайшему роману XX столетия (во всяком случае так его позиционируют многие критики и читатели) исполняется 85 лет. У «Тихого Дона» очень непростая судьба. Вскоре после выхода в свет двух первых томов начались разговоры о том, что произведение такого масштаба и глубины не под силу создать молодому человеку крестьянских корней, явно не получившему серьезного образования и не имеющего солидного жизненного опыта. Значит, волею случая ему попался чей-то роман, и он присвоил себе чужие заслуги. Сторонники этой идеи не учитывали и не учитывают до сих пор одной простой вещи — гениальности Шолохова.
Итак, еще в 1929 году писателю-самородку пришлось предоставлять на рассмотрение специально созданной комиссии черновики романа. В итоге комиссия признала его авторство, но, как показало дальнейшее развитие событий, точка в этом вопросе поставлена не была. Вопрос о «плагиате» был реанимирован в
Существовал еще один, пожалуй, определяющий для исхода полемики вопрос: где сами рукописи первых двух томов, фрагменты которых Шолохов показывал комиссии? Долгое время они считались утерянными, но их суждено было найти. Десятилетиями они хранились в семье друга Шолохова — погибшего во время войны писателя Василия Кудашова. В декабре 1999 года при финансовой поддержке правительства РФ рукописи были приобретены Институтом мировой литературы (ИМЛИ). Вскоре началась их реставрация. И вот спустя годы появилось новое монументальное издание «Тихого Дона» Огромную роль в этом сыграл политик Виктор Черномырдин, до последних дней жизни возглавлявший Шолоховский комитет. Ныне эстафету принял его сын Андрей Черномырдин.
Представленная в Доме Пашкова книга, при подготовке которой учитывался опыт ведущих мировых текстологических школ, — итог коллективного труда. Ее выпустили в свет Международный Шолоховский комитет, Союз писателей России, Международное сообщество писательских союзов, Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова. Издание осуществлено под общей редакцией писателя Александра Стручкова и филолога Светланы Шолоховой (старшей дочери Михаила Александровича).
Читатель познакомится с изначальным рукописным текстом первой и второй книг эпопеи, в котором отсутствует какое-либо постороннее вмешательство — редакторское либо корректорское. Третья и четвертая книги даны по их первым книжным публикациям (соответственно — в 1933 и 1940 гг.). Издание дополнено хронологической канвой жизни и деятельности гениального писателя, родословной Михаила Шолохова и некоторых казачьих родов, а также алфавитным указателем персонажей романа. В нем запечатлены свыше 980 персонажей, из которых 360 — реальные исторические фигуры. Кроме того, в книгу включена обстоятельная беседа Александра Стручкова с одним из самых известных исследователей творчества Шолохова, членом-корреспондентом РАН Феликсом Кузнецовым. Нужно отдать должное прекрасному оформлению издания. В нем, в частности, воспроизводятся несколько страниц рукописей, исписанных каллиграфическим почерком автора; даны лучшие иллюстрации к «Тихому Дону», принадлежащие перу Ореста Верейского, Юрия Реброва, Сергея Королькова, Игоря Пчёлко.
Вступительное слово написал Андрей Черномырдин. В его размышлениях собраны и какие-то общие, и глубоко личные моменты восприятия великого романа: «Человек начинает меняться, он начинает постигать глубины и высоты человеческой души, таинственные повороты Истории, кровную и мистическую связь с родиной, семьей, памятью прошедших поколений, с Небом, с самобытной мощью родного языка. Не случайно уже в самом названии романа каждый чувствует что-то огромное, могучее, подспудно таящееся. Ведь в тишине „Тихого Дона“ — как в тишине Куликова поля перед битвой — сокрыто напряжение величайшей исторической драмы, какой еще не знало человечество. Сменяются поколения, социальные и политические матрицы общественного устройства, приходят и уходят дорогие нам люди, на дворе XXI век, а несравненный шолоховский космос „Тихого Дона“, словно Млечный путь, притягивает к себе вечной красотой и неразгаданной тайной России».
11.04.2011