Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Дар Леонида Федуна Российской государственной библиотеке

06 апреля 2016 года

Рос­сий­ский пред­при­ни­ма­тель, ви­це-пре­зи­дент ОАО «Лу­койл», пред­се­да­тель со­ве­та ди­рек­то­ров фут­боль­но­го клу­ба «Спар­так» Лео­нид Фе­дун при­нес в дар Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке ряд цен­ных ру­ко­пи­сей: бо­го­слу­жеб­ные кни­ги XVII века, про­из­ве­де­ния Ва­си­лия Бе­ло­ва и Ан­дрея Пла­то­но­ва, ав­то­гра­фы Бо­ри­са Слуц­ко­го и Ва­ле­рия Брю­со­ва.



Леонид Федун. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости


Це­ре­мо­ния пе­ре­да­чи книг и ав­то­гра­фов в дар со­сто­я­лась 5 ап­ре­ля 2016 года в До­ме Паш­ко­ва. Все­го пред­при­ни­ма­тель по­да­рил биб­лио­те­ке три ру­ко­пис­ные кни­ги и че­ты­ре ар­хив­ных ма­те­ри­а­ла.

Ру­ко­пис­ные кни­ги бы­ли при­об­ре­те­ны из кол­лек­ции из­вест­но­го со­вре­мен­но­го со­би­ра­те­ля Де­ни­са Ва­ле­рье­ви­ча Пе­ре­сто­ро­ни­на, ко­то­рая не­од­но­крат­но экс­по­ни­ро­ва­лась в Му­зее имени Ан­дрея Руб­ле­ва. Сре­ди книг из это­го со­бра­ния, по­да­рен­ных Лео­ни­дом Фе­ду­ном Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке, Три­одь цвет­ная (вто­рая чет­верть XVII века), Ча­со­слов с ка­нон­ни­ком (по­след­няя треть XVII века), Сбор­ник учи­тельный ста­ро­об­ряд­че­ский (ко­нец XVII века). Тек­сто­ло­ги­че­ские, па­лео­гра­фи­че­ские и ху­до­же­ствен­ные осо­бен­но­сти книг поз­во­ли­ли экс­пер­там РГБ утвер­ждать, что ру­ко­пи­си от­но­сят­ся к осо­бо цен­ным объ­ек­там куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го на­сле­дия.

Сре­ди по­да­рен­ных пред­при­ни­ма­те­лем биб­лио­те­ке ар­хив­ных ма­те­ри­а­лов осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет чер­но­вой ав­то­граф про­из­ве­де­ния Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Бе­ло­ва (1932—2012) «Лад. Очер­ки о на­род­ной эс­те­ти­ке» (1978—1982). Это чер­но­вой ав­то­граф (с не­зна­чи­тель­ны­ми ма­ши­но­пис­ны­ми и пе­чат­ны­ми встав­ка­ми объ­е­мом 410 ли­стов) и един­ствен­ный пол­ный ва­ри­ант «Ла­да», ко­то­рый ра­нее счи­тал­ся утра­чен­ным. В кни­ге пред­став­ле­на ко­лос­саль­ная со­би­ра­тель­ская ра­бо­та пи­са­те­ля, со­сто­я­щая из за­пи­сей на­род­ных по­ве­рий и опи­са­ния кре­стьян­ских обы­ча­ев, за­ня­тий, ре­ме­сел, рас­пре­де­лен­ных по ка­лен­дар­но­му го­до­во­му цик­лу. Эту огром­ную ис­сле­до­ва­тель­скую ра­бо­ту со­вре­мен­ник Ва­си­лия Бе­ло­ва пи­са­тель Ва­лен­тин Рас­пу­тин на­звал на­сто­я­щим по­дви­гом. В 1981 году кни­га по­лу­чи­ла пре­мию жур­на­ла «Наш со­вре­мен­ник», ей по­свя­ще­но мно­же­ство ис­сле­до­ва­тель­ских ста­тей. «Лад» стал клю­че­вым про­из­ве­де­ни­ем в твор­че­стве Ва­си­лия Бе­ло­ва.



Слева направо:
Триодь цветная. Вторая четв. XVII в., 439 л. 4
° (19,1 х 14,5). Профессиональный полуустав двух почерков.
Переплет — доски, оболоченные тканью. Корешок — кожа (поновлен). Рукописная книга «Триодь цветная»
относится к особо ценным объектам культурно-исторического наследия.

Сборник учительный старообрядческий. Конец XVII в. 283 л. 4° (16,3—15,9 х 13,0). Полуустав нескольких
почерков. Переплет — доски в тисненой коже, с двумя застежками. Особое значение имеют владельческие
записи, которые позволяют восстановить историю бытования книги. Из записей следует, что книга
в 1832 г. была куплена в Ярославле крестьянским сыном Иваном Андреевым, жителем Вологодской губернии,
Череповецкого уезда, деревни Добрец. Рукописная книга «Сборник учительный старообрядческий»
относится к особо ценным объектам культурно-исторического наследия.

Часослов с канонником. Последняя треть XVII в. 484 л. 8
° (14,7 х 9,2). Мелкий полуустав нескольких
почерков. Переплет — доски в коже. В книге имеются владельческие записи 1754 года, позволяющие
восстановить историю ее бытования, что повышает историко-культурную значимость данной рукописи.
Рукописная книга «Часослов с канонником» относится к особо ценным объектам культурно-исторического
наследия.


Без­услов­ным от­кры­ти­ем для ис­сле­до­ва­те­лей и чи­та­те­лей РГБ ста­нет ру­ко­пись рас­ска­за Ан­дрея Пла­то­но­ви­ча Пла­то­но­ва (1899—1951) «Му­сор­ный ве­тер» (1933). Это ма­ши­но­пись с ав­тор­ской прав­кой чер­ни­ла­ми и ка­ран­да­шом объ­е­мом в 24 ли­ста. Ру­ко­пи­си пи­са­те­лей та­ко­го уров­ня, как Ан­дрей Пла­то­нов, чрез­вы­чай­но ред­ко по­яв­ля­ют­ся на ан­ти­квар­ном рын­ке, а по­то­му яв­ля­ют­ся со­бы­ти­ем в на­уч­ной жиз­ни. Тек­сто­ло­ги­че­ский ана­лиз вы­явил су­ще­ствен­ные раз­ли­чия меж­ду ру­ко­пис­ным и опуб­ли­ко­ван­ным тек­ста­ми. Ру­ко­пись вклю­ча­ет фраг­мен­ты, не во­шед­шие в опуб­ли­ко­ван­ный ва­ри­ант рас­ска­за, а зна­чит, не из­вест­ные ли­те­ра­ту­ро­ве­дам и тек­сто­ло­гам. В ру­ко­пи­си име­ют­ся ав­тор­ская прав­ка и мно­го­чис­лен­ные ка­ран­даш­ные по­ме­ты, ко­то­рые пе­ре­да­ют про­цесс ра­бо­ты над тек­стом и от­ра­жа­ют ав­тор­скую во­лю. В част­но­сти, ав­тор­ская за­пись на по­след­нем ли­сте ру­ко­пи­си («июль 1933 г.») устра­ня­ет ошиб­ку не­ко­то­рых ли­те­ра­ту­ро­ве­дов, от­но­ся­щих его на­пи­са­ние к 1934 году.

Ин­те­рес для ис­сле­до­ва­те­лей и лю­би­те­лей по­э­зии пред­ста­вят и две дру­гие по­да­рен­ные ру­ко­пи­си — дар­ствен­ные над­пи­си Бо­ри­са Слуц­ко­го и Ва­ле­рия Брю­со­ва. Дар­ствен­ная над­пись Бо­ри­са Аб­ра­мо­ви­ча Слуц­ко­го (1919—1986) вы­пол­не­на на об­лож­ке кни­ги «Из­бран­ная ли­ри­ка» (Москва, 1965) и ад­ре­со­ва­на ре­дак­то­ру «Го­сли­т­из­да­та » и Ли­те­ра­тур­но­го му­зея Вик­то­ру Пет­ро­ви­чу До­ро­фе­е­ву. Слу­чаи по­яв­ле­ния ав­то­гра­фов Слуц­ко­го на бу­ки­ни­сти­че­ском и аук­ци­он­ном рын­ках еди­нич­ны. Дар­ствен­ная над­пись рус­ско­го по­эта и про­за­и­ка, од­но­го из ос­но­во­по­лож­ни­ков сим­во­лиз­ма Ва­ле­рия Яко­вле­ви­ча Брю­со­ва (1873—1924) ад­ре­со­ва­на ис­то­ри­ку ли­те­ра­ту­ры и пе­да­го­гу Алек­сею Ев­ге­нье­ви­чу Гру­зин­ско­му. Над­пись вы­пол­не­на на ли­сте, вы­рван­ном из кни­ги из­бран­ных про­из­ве­де­ний Ва­ле­рия Брю­со­ва. Это ред­чай­ший ин­скрипт, от­но­ся­щий­ся к объ­ек­там куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го на­сле­дия Рос­сии.

При­ни­мая дар, ис­пол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки Вла­ди­мир Ива­но­вич Гнез­ди­лов по­бла­го­да­рил Лео­ни­да Ар­ноль­до­ви­ча Фе­ду­на. «Ваш дра­го­цен­ный вклад зай­мет осо­бое ме­сто сре­ди со­кро­вищ фон­да ру­ко­пи­сей Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки, — от­ме­тил он. — Эти ру­ко­пи­си уни­каль­ны. Ста­рин­ные ру­ко­пис­ные кни­ги от­но­сят­ся к осо­бо цен­ным объ­ек­там куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го на­сле­дия, а ру­ко­пи­си пи­са­те­лей счи­та­лись на про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни на­все­гда утра­чен­ны­ми сре­ди уче­ных и кол­лек­ци­о­не­ров. Бла­го­да­ря Ва­шей бла­го­тво­ри­тель­ной де­я­тель­но­сти со­хра­ня­ет­ся на­ци­о­наль­ная па­мять, бо­гат­ства оте­че­ствен­ной куль­ту­ры ста­но­вят­ся до­ступ­ны­ми для мил­ли­о­нов лю­дей».



Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Мусорный ветер». 1933. Машинопись с авторской правкой
чернилами и карандашом. 24 лл.



Ва­си­лий Ива­но­ви­ч Бе­ло­в. Лад: Очер­ки о на­род­ной эс­те­ти­ке. 1978—1982. Чер­но­вой ав­то­граф
с не­зна­чи­тель­ны­ми ма­ши­но­пис­ны­ми и пе­чат­ны­ми встав­ка­ми. 410 лл.



Валерий Яковлевич Брюсов. Дарственная надпись А. Е. Грузинскому на листе, вырванном из книги избранных
произведений В. Я. Брюсова. 1912.



Борис Абрамович Слуцкий. Дарственная надпись В. П. Дорофееву на обложке книги «Избранная лирика»
(М., 1965).

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться