Гравюры Дюрера из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина
Смотреть всю серию гравюр «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера
на сайте ГМИИ имени А. С. Пушкина
Апокалипсис — одна из главных тем средневекового искусства. Сюжеты Откровения Иоанна Богослова встречаются в миниатюрах рукописных книг, затем они занимают страницы блокбухов. В ксилографических Апокалипсисах XV века иллюстрации превалируют над текстом, который сокращается до кратких пояснений, в то время как количество картинок приближается к сотне.
Популярность Апокалипсиса была связана с регулярными ожиданиями конца света. Особенно эсхатологические настроения усиливались накануне юбилейных дат. Конца света ждали к 1000 году, эти опасения возродились и в преддверии 1500 года. На этот раз многое обещало, что конец света состоится: эпидемии чумы, появление комет, рождение сиамских близнецов, турецкая опасность и те грехи, в которых погрязла церковь. Осуждение неправедной жизни монахов и грехов священнослужителей стало общим местом в публицистике. Не случайно, что, возвращаясь в Нюрнберг из странствий в 1495 году, молодой Альбрехт Дюрер берётся именно за эту актуальную тему, которая должна была прославить его имя.
К 1498 году Дюрером было создано семнадцать гравюр на металле, рассчитанных на ценителей и знатоков. Но обращаясь к тексту Апокалипсиса, он выбирает технику ксилографии, которая обеспечивала гарантированный успех у широкой аудитории и позволяла получить большой тираж.
Гравюра «Иоанн, проглатывающий книгу». 10 лист серии
Время создания доски: 1498
Надпись на обороте: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю...
И я пошёл к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь её; она будет горька во чреве твоём, но в устах твоих будет сладка, как мёд. (Глава 10:1,9)»
Дюрер берётся максимально близко следовать тексту, представляя практически неизобразимый сюжет. Показывая ангела, «облечённого облаком», он позволяет воображению зрителя достроить его облик. Удивительно, что в дюреровской серии отсутствует обязательный в изображениях Апокалипсиса мотив: Иоанн на острове Патмос. У Дюрера нигде нет акта написания книги, Иоанн её проглатывает.
Гравюра «Битва Михаила Архангела с драконом». 12 лист серии
Время создания доски: 1498 год
Надпись на обороте: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Глава 12:7—9)
Одна из самых известных гравюр серии. Фигура архангела Михаила, будто молния, прорезает лист, чтобы расправиться с чудовищными тварями. Яростная битва в верхней части листа резко контрастирует с прозрачным идиллическим пейзажем внизу.
Гравировальная техника Дюрера достигает здесь своего совершенства. Перекрёстная штриховка, гибкие контуры, длинные линии — художник использует приёмы, ранее неподвластные ксилографии и применявшиеся лишь в резцовой гравюре.
Гравюра «Вавилонская блудница». 14 лист серии
Время создания доски: 1498 год
Надпись на обороте: «И повёл меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её». (Глава 17:3—4)
Предпоследний лист серии, изображающий вавилонскую блудницу, поклоняющихся ей царей и купцов земных. Блудница в прекрасном венецианском наряде, поднимая изысканный нюрнбергский кубок, сидит на звере, каждая голова которого наделена индивидуальными чертами. Но развязка близка, и ангелы сверху уже штурмуют Вавилон.
Гравюра «Четыре ангела удерживают ветры». 6 лист серии
Время создания доски: 1498 год
Воспринимаемый сегодня как цикл гравюр, «Апокалипсис» задумывался художником как книга. На обратной стороне листов отпечатан текст, издание снабжено титулом, и Дюрер сам называет серию «Большой книгой». Альбрехт Дюрер был хорошо знаком с книгопечатанием: Антон Кобергер, владелец самого большого издательского дома Нюрнберга, был его крёстным, а Михаэль Вольгемут, исполнявший рисунки для «Шеделевской хроники» Кобергера, — его учителем. Литеры для печати своей «Большой книги» художник получил у Антона Кобергера.
Но от обычной книжной иллюстрации гравюры отличает большой размер, непривычный для ксилографии того времени, полностью погружавший зрителя в переживание происходящего. Новым было и соотношение текста и изображения: это два самостоятельных параллельных рассказа. Не всегда иллюстрация совпадает с текстом на обороте: некоторые главы не проиллюстрированы, на какие-то приходится по два изображения, иногда разные сюжеты Откровения Иоанна Богослова совмещены в одной гравюре.
Гравюра «Семь ангелов с трубами». 8 лист серии
Время создания доски: 1498 год
В колофоне Дюрер назван издателем. Это означает, что, решаясь выпустить Апокалипсис, художник нёс все финансовые риски за своё предприятие и должен был быть уверен в успехе своих гравюр. Показательно, что на каждом листе стоит знаменитая монограмма Дюрера, что было не принято в ксилографии того времени.
Смелость композиций, энергичность линии, соединение немыслимой фантазии и убедительной реальности сделали гравюры Дюрера лучшим воплощением этой темы на все времена. Ни один художник, обращавшийся впоследствии к сюжету Апокалипсиса, не смог пройти мимо дюреровских листов.
Вернуться на страницу экспонатов