Часы работы буфета в  Доме Пашкова продлены. Новое расписание


Читальный зал РГБ в Еврейском музее работает по зимнему расписанию. Подробнее

Спросите библиотекаря

Гравюры Дюрера из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина

Смотреть всю серию гравюр «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера
на сайте ГМИИ имени А. С. Пушкина

Апокалипсис — одна из главных тем средневекового искусства. Сюжеты Откровения Иоанна Богослова встречаются в миниатюрах рукописных книг, затем они занимают страницы блокбухов. В ксилографических Апокалипсисах XV века иллюстрации превалируют над текстом, который сокращается до кратких пояснений, в то время как количество картинок приближается к сотне.

Популярность Апокалипсиса была связана с регулярными ожиданиями конца света. Особенно эсхатологические настроения усиливались накануне юбилейных дат. Конца света ждали к 1000 году, эти опасения возродились и в преддверии 1500 года. На этот раз многое обещало, что конец света состоится: эпидемии чумы, появление комет, рождение сиамских близнецов, турецкая опасность и те грехи, в которых погрязла церковь. Осуждение неправедной жизни монахов и грехов священнослужителей стало общим местом в публицистике. Не случайно, что, возвращаясь в Нюрнберг из странствий в 1495 году, молодой Альбрехт Дюрер берётся именно за эту актуальную тему, которая должна была прославить его имя.

К 1498 году Дюрером было создано семнадцать гравюр на металле, рассчитанных на ценителей и знатоков. Но обращаясь к тексту Апокалипсиса, он выбирает технику ксилографии, которая обеспечивала гарантированный успех у широкой аудитории и позволяла получить большой тираж.

Гравюра «Иоанн, проглатывающий книгу». 10 лист серии

Дюрер А., Германия
Время создания доски: 1498

Надпись на обороте: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю...
И я пошёл к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь её; она будет горька во чреве твоём, но в устах твоих будет сладка, как мёд. (Глава 10:1,9)»

Скан гравюры Альбрехта Дюрера «Св. Иоанн проглатывает книгу, полученную от ангела» из фонда изоизданий РГБ. Шифр хранения: IZO Щ83Кол. Петр. б. ф. — Смотреть в Электронном каталоге

Дюрер берётся максимально близко следовать тексту, представляя практически неизобразимый сюжет. Показывая ангела, «облечённого облаком», он позволяет воображению зрителя достроить его облик. Удивительно, что в дюреровской серии отсутствует обязательный в изображениях Апокалипсиса мотив: Иоанн на острове Патмос. У Дюрера нигде нет акта написания книги, Иоанн её проглатывает.

Гравюра «Битва Михаила Архангела с драконом». 12 лист серии

Дюрер А., Германия
Время создания доски: 1498 год

Надпись на обороте: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Глава 12:7—9)


Скан гравюры Альбрехта Дюрера «Битва Михаила Архангела с драконом» из фонда изоизданий РГБ. Шифр хранения: IZO Щ83Кол. Петр. б. ф. — Смотреть в Электронном каталоге

Одна из самых известных гравюр серии. Фигура архангела Михаила, будто молния, прорезает лист, чтобы расправиться с чудовищными тварями. Яростная битва в верхней части листа резко контрастирует с прозрачным идиллическим пейзажем внизу.

Гравировальная техника Дюрера достигает здесь своего совершенства. Перекрёстная штриховка, гибкие контуры, длинные линии — художник использует приёмы, ранее неподвластные ксилографии и применявшиеся лишь в резцовой гравюре.

Гравюра «Вавилонская блудница». 14 лист серии

Дюрер А., Германия
Время создания доски: 1498 год

Надпись на обороте: «И повёл меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её». (Глава 17:3—4)


Скан гравюры Альбрехта Дюрера «Вавилонская блудница» из фонда изоизданий РГБ. Шифр хранения: IZO Щ83Кол. Петр. б. ф. — Смотреть в Электронном каталоге

Предпоследний лист серии, изображающий вавилонскую блудницу, поклоняющихся ей царей и купцов земных. Блудница в прекрасном венецианском наряде, поднимая изысканный нюрнбергский кубок, сидит на звере, каждая голова которого наделена индивидуальными чертами. Но развязка близка, и ангелы сверху уже штурмуют Вавилон.

Гравюра «Четыре ангела удерживают ветры». 6 лист серии

Дюрер, А., Германия
Время создания доски: 1498 год


Скан гравюры «Четыре ангела удерживают ветры» Альбрехта Дюрера из фондов изоизданий РГБ. Шифр хранения: IZO Щ83Кол. Петр. б. ф. — Смотреть в электронной библиотеке

Воспринимаемый сегодня как цикл гравюр, «Апокалипсис» задумывался художником как книга. На обратной стороне листов отпечатан текст, издание снабжено титулом, и Дюрер сам называет серию «Большой книгой». Альбрехт Дюрер был хорошо знаком с книгопечатанием: Антон Кобергер, владелец самого большого издательского дома Нюрнберга, был его крёстным, а Михаэль Вольгемут, исполнявший рисунки для «Шеделевской хроники» Кобергера, — его учителем. Литеры для печати своей «Большой книги» художник получил у Антона Кобергера.

Но от обычной книжной иллюстрации гравюры отличает большой размер, непривычный для ксилографии того времени, полностью погружавший зрителя в переживание происходящего. Новым было и соотношение текста и изображения: это два самостоятельных параллельных рассказа. Не всегда иллюстрация совпадает с текстом на обороте: некоторые главы не проиллюстрированы, на какие-то приходится по два изображения, иногда разные сюжеты Откровения Иоанна Богослова совмещены в одной гравюре.

Гравюра «Семь ангелов с трубами». 8 лист серии

Дюрер, А., Германия
Время создания доски: 1498 год


Скан гравюры «Семь ангелов с трубами» Альбрехта Дюрера из фондов изоизданий РГБ. Шифр хранения: IZO Щ83Кол. Петр. б. ф. — Смотреть в электронной библиотеке

В колофоне Дюрер назван издателем. Это означает, что, решаясь выпустить Апокалипсис, художник нёс все финансовые риски за своё предприятие и должен был быть уверен в успехе своих гравюр. Показательно, что на каждом листе стоит знаменитая монограмма Дюрера, что было не принято в ксилографии того времени.

Смелость композиций, энергичность линии, соединение немыслимой фантазии и убедительной реальности сделали гравюры Дюрера лучшим воплощением этой темы на все времена. Ни один художник, обращавшийся впоследствии к сюжету Апокалипсиса, не смог пройти мимо дюреровских листов.


Вернуться на страницу экспонатов

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться