Экспонаты выставки
На выставке было показано более 100 экспонатов из фонда редкой и ценной книги Российской государственной библиотеки, пять гравюр Альбрехта Дюрера были предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Библия Гутенберга
Biblia. T. 1. — [Mainz] : [Johann Gutenberg], [1454/1455-non post Aug. 1456]
Biblia. T. 2. — [Mainz] : [Johann Gutenberg], [1454/1455-non post Aug. 1456]
Краеугольный камень экспозиции — выдающийся памятник типографского искусства, знаменитая Библия, главный труд Иоганна Гутенберга.
Библия была первопечатной книгой издания Вульгаты (от лат. Biblia Vulgata — «Общественная Библия»). Основателем издания был сам Иоганн Гутенберг. Библия Гутенберга известна как 42-строчная Библия — по числу строк на полосе, за исключением листов 1—9, 129—132, имеющих по 40 строк, и листа 10, включающего 41 строку (Том 1).
На сегодняшний день сохранилось 48 полных или относительно полных экземпляров Библии Гутенберга: двенадцать — в Германии, одиннадцать — в США, восемь — в Великобритании, четыре — во Франции, по два экземпляра в Ватикане, Испании и России, по одному — в Австрии, Бельгии, Дании, Польше, Португалии, Швейцарии и Японии.
Кёльнская Библия
Biblia (in dialecto Germaniae inferioris). Köln: [Bartholomaeus von Unkel et Heinrich Quentell, pro Johann Helmann, Arnold Salmonster et Anton Koberger], [ca 1478—79]
Первая Библия на западно-нижненемецком диалекте с примечаниями Николая де Лиры, известная под названием «Кёльнская Библия». Увидела свет около 1478—1479 годов. Заслуженную славу изданию принесли 123 гравюры на дереве, многие из которых повторяются. Гравюры неизвестного мастера были созданы по рукописным миниатюрам Библии, вероятно, нидерландского происхождения, хранящейся в Берлине.
Иконография «Кёльнской Библии» оказала огромное влияние на все последующие долютеровские иллюстрированные издания Библии в Германии и в других странах Европы. Гравюры раскрашены акварелью.
Библия Мартина Лютера
Шифр хранения:
МК [Музей книги] MKVI-2468
Biblia: das ist: die gantze Heilige Schrifft Deudsch Auffs new zugericht. D. Mart. Luth. — Wittemberg ; Lufft ; 1540—1541; [8], CCCCVII, [1], [6], CCLX, CXCI л.
Библия Лютера — немецкоязычная Библия, изданная в 1541 году в Виттенберге типографом и издателем Гансом Луффтом, также известным как «печатник Библий», при участии секретаря Лютера, теолога и переводчика, лютеранского священнослужителя Георга Рорера.
Библия бедных
«Библия бедных» — ксилографическая книга на 40 листах, первое издание. Сохранилась в двенадцати экземплярах. Была самой распространённой из ксилографических книг XV века.
«Библия бедных», или «Biblia Pauperum», восходит к давней традиции толкования Ветхого Завета как пророчеств о грядущем пришествии Христа. Старейшая из известных нам рукописей «Библии бедных» относится к XII веку. С появлением блокбухов «Biblia pauperum» стала необычайно популярной книгой, существует десять её изданий.
«Библия бедных» («Biblia pauperum») предназначалась для клириков и странствующих монахов, которым служила для проповедей, так как они не могли обеспечить себя Библией, книгой довольно дорогой для своего времени. Вероятно, в XV веке само название «Biblia pauperum» являлось скорее данью истории и традиции. Очевидно, что самая распространённая ксилографическая книга предназначалась в то время не столько клирикам и монахам, а, вероятнее всего, вполне зажиточной категории населения — бюргерам, в библиотеках которых она чаще всего и обнаруживалась.
Как правило, страница блокбуха разделена на девять частей: в центре изображена сцена из жизни Иисуса Христа, слева и справа от неё — два сюжета из Ветхого Завета. Сверху и снизу располагаются по два погрудных изображения пророков, сопровождающиеся выдержками из библейского текста.
На скане ниже, слева, мы можем увидеть чудо, сотворённое Христом, — Воскрешение Лазаря и предвестие этого события в Ветхом Завете — Воскрешение сына вдовы пророком Илией (3 кн. Царств, гл.
На правой странице представлено Преображение Господне: в верхней части Христос с пророками Моисеем и Илией и апостол Пётр, Иаков и Иоанн внизу. Предсказание этого события — Троица ветхозаветная: Авраам и три ангела (кн. Бытие, гл. 18:1—5) и история из Книги пророка Даниила, в которой повествуется о том, как царь Навуходоносор, заставлявший весь народ поклоняться золотому истукану и повелевший сжечь в печи ослушавшихся, не смог казнить трёх мужей Иудейских, чудесным образом уцелевших в огненной печи, и уверовал в силу еврейского Бога (1 кн. Пророка Даниила, гл.
Тойерданк
Teuerdank Die geuerlicheiten und einsteils der geschichten des löblichen stretbaren und hochberümbten helds und Ritters Tewrdannckhs. Gedruckt in... Nürnberg : Durch den Eltern Hansen Schönsperger, [1517]
Первое издание одной из самых знаменитых немецких иллюстрированных книг XVI века — поэмы «Тойерданк», вышедшей под названием «Опасные приключения достопочтенного, храброго и знаменитого героя и рыцаря Тойерданка».
Книга издана в Нюрнберге Гансом Шёнспергером в 1517 году. Поэма написана по заказу германского императора Максимилиана I, ему же принадлежит разработка плана и некоторые стихи. В поэме в аллегорической форме в стиле средневекового рыцарского романа описываются подвиги императора Максимилиана и его сватовство к Марии Бургундской.
Гипнэротомахия Полифила
Columna, Franciscus. Hypnerotomachia Poliphili. — Venezia: Aldus Manutius, XII. 1499
«Гипнэротомахия Полифила, или Борьба сна и любви Полифила», приписываемая итальянскому гуманисту XV века Франческо Колонне — выдающийся памятник типографского искусства всех времён и народов, самая известная книга, изданная в известной типографии Альда Мануция. Напечатана в Венеции в декабре 1499 года. Это одно из немногих иллюстрированных изданий дома Альда.
Искусство хиромантии
Hartlieb, Johann. Die Kunst Chiromantia. — Augsburg : Jörg Schapff, [ca 1475]
Первое издание ксилографической книги «Искусство хиромантии» переводчика и медика XV века Иоганна Хартлиба. Книга вышла в Аугсбурге около 1475 года и гравирована Йоргом Шапффом.
44 гравюры с изображением ладоней и сопровождающего их текста, а также 2-х листов — с предисловием на средне-верхненемецком языке. Оттиски гравюр представлены в первом состоянии гравировальной доски. Печать на одной стороне листа. Единственный известный экземпляр.
Книга относится к довольно редкому для ксилографических книг разделу — светскому, вернее магическому.
Руководство к измерению
Dürer, Albrecht. Underweysung der messung. — Nüremberg [Nürnberg] : [Hieronymus Andreae], 1525 — 90 Bl. : Ill.
Книга немецкого гравёра и живописца Альбрехта Дюрера «Руководство к измерению» издана в Нюренберге в 1525 году печатником Иеронимом Андреа.
Андреа тесно связан с Дюрером и был издателем почти всех его книг. Эта работа посвящена описанию законов измерения и начертания геометрических графиков и фигур. Она обильно иллюстрирована чертежами и рисунками. Также эта книга иллюстрирует собой употребление в книгопечатании шрифта «антиква», широко использующегося в Западной Европе в эпоху Возрождения.
Предложенные Дюрером конструкции антиквы и готического шрифта стали значительным вкладом в историю типографского дела.
Связка времён
Rolewinck, Werner. Fasciculus temporum — Louvain : Jan Veldener, 29.XII. 1476 [i. e. 1475]
Венецианское издание всемирной хронологии Вернера Ролевинка «Связка времён». Книга вышла в типографии знаменитого печатника Эрхарда Ратдольта. Это первая венецианская книга с большим количеством гравированных иллюстраций. Издание было повторено в 1481, 1484 и 1485 годах.
По словам историка Владимира Люблинского, «с лёгкой руки Эрхарда Ратдольта в Венеции распространятся крупные гравированные инициалы с плетёнкой побегов и листьев». Так в печатную книгу постепенно вводятся элементы оформления иллюминированной рукописной книги. Гравёры открывают новые, чисто графические возможности делать книгу впечатляющим художественным произведением.
Басни Эзопа
Aesopus. Fabulae [Basel] : [Jakob Wolff], [non post 1489]
Одно из ранних изданий «Басен Эзопа», напечатанное в Базеле Якобом Вольфом не позднее 1489 года.
Эзопа считают основоположником жанра басен. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились, они дошли до нас в позднейших поэтических переработках. Басни были переведены на многие языки мира, в том числе и знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и Иваном Андреевичем Крыловым.
Всемирная хроника
Schedel, H. Liber chronicarum = Das Buch der Croniken und geschichten. — Nürnberg :Anton Koberger pro Sebald Schreyer et Sebastian Kammermeister, 12.VII. 1493
«Всемирная хроника» Гартмана Шеделя открыла новый этап в развитии иллюстраций исторических книг. Именно изображения делают «Шеделевскую хронику» уникальной: это самое богато иллюстрированное издание XV века. Антон Кобергер задумал создать роскошную книгу как для образованной элиты, так и для широкой публики. Её украшают около двух тысяч сюжетов, представляющих виды городов, портреты исторических деятелей, эпизоды из жизни святых, астрономические явления, реальные и легендарные события. Гравюры были созданы в мастерской нюрнбергских художников Михаэля Вольгемута, учителя Альбрехта Дюрера, и Вильгельма Плейденвурфа. Их имена упоминаются в колофоне*, что знаменовало новый этап в развитии книжной иллюстрации, до того анонимной.
*Колофо́н — текст на последней странице рукописной или старинной печатной книги, в котором сообщаются данные об авторе, времени и месте создания этого произведения.
Гравюры Дюрера из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина
Смотреть всю серию гравюр «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера
на сайте ГМИИ имени А. С. Пушкина
Участие крупных художников в создании печатной книги поднимает её статус и способствует неизбежному: победе печатной книги над рукописной.
Изданный в 1498 году «Апокалипсис» Дюрера является книгой — на оборотной стороне каждой гравюры отпечатан текст. В разделе выставки «Книгопечатание и гравюры» листы из «Апокалипсиса» Дюрера были продемонстрированы с обеих сторон.
Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина было предоставлено пять гравюр Дюрера из серии «Апокалипсис» для экспозиции в Ивановском зале.