Часы работы буфета в  Доме Пашкова продлены. Новое расписание


Читальный зал РГБ в Еврейском музее работает по зимнему расписанию. Подробнее

Спросите библиотекаря

Издательский дом А. Мануция

Венеция

Во второй половине XV века Венецианская республика переживала расцвет. Численность населения составляла около 100 000 человек. Когда в 1469 году книгопечатание пришло в Венецию, оно начало развиваться со стремительностью, какой не было в других городах Европы. Участие в крупной международной торговле, четыре университета Северной Италии — Болонья, Падуя, Павия и Феррара, требовавшие книг, и давние традиции производства бумаги, считавшейся лучшей в Европе, стали причинами невиданного расцвета типографского дела.

Иоганн фон Шпейер, первопечатник Венеции, начал со скромных четырёх книг. В следующем, 1470 году уже четыре типографа в Венеции выпустили 23 книги, в 1471 году вышло 85 изданий. Эти 85 книг составили треть всей печатной продукции, появившейся в Европе за этот год. За два последующих года количество изданий, вышедших в Италии, в два раза превысило число немецких книг. С 1469 по 1500 год в разное время в Венеции работало 233 издательских дома, объём выпускаемой продукции был таков, что венецианские книги можно было встретить по всей Европе, от Испании и Португалии до Польши и Венгрии.

Альд Мануций

Альд Мануций появился в Венеции в 1490 году с намерением начать издательское дело. В условиях суровой конкуренции среди венецианских печатников Альд Мануций смог создать самый известный издательский дом Венеции. Печатник обратился к неосвоенной доселе области: изданию греческих авторов на языке оригинала. В 1495 году появились пять томов Аристотеля, за которыми последовали сочинения Аристофана, Софокла, Еврипида, Демосфена, Плутарха, Платона. Альд Мануций первым издал более 30 произведений на греческом языке. После падения Константинополя в 1453 году Венеция стала пристанищем для переселенцев, привозивших с собой и греческие рукописи.

Издание греческих авторов — основа программы публикаций Альда Мануция, но он известен и двумя другими нововведениями: печатью книг малого формата и разработкой нового наклонного шрифта — курсива, который и сегодня во французском и английском языках именуется «итальянским». Для создания шрифта как греческого, так и латинского алфавита издатель привлёк Франческо Гриффо из Болоньи. Изысканность альдовских шрифтов сделала его издания узнаваемыми и популярными. Новые шрифты оказались настолько удачными, что Альд даже сделал попытку запретить своему дизайнеру работать на других издателей, что не нашло понимания у Гриффо, разорвавшего с Мануцием.

Альд Мануций ввёл в широкое употребление издание книг малого формата — in octavo, что сделало их удобнее для использования и положило начало современным «карманным» изданиям.


Альд Мануций Старший (1449, Бассиано — 6 февраля 1515, Венеция) — итальянский гуманист, издатель и книгопечатник, работавший в Венеции. Основатель издательского дома Альда, просуществовавшего около ста лет.

Издания Альда заслужили славу не только благодаря своей исключительной типографской эстетике, но и благодаря точности и выверенности текстов. В условиях погони за тиражами всё чаще звучали жалобы как читателей, так и авторов на недобросовестность печатников, особенно венецианских, и на наличие большого количества ошибок и опечаток в книгах. В изданиях Альда Мануция этих недостатков существенно меньше. Не случайно эмблемой издателя стал якорь (символ медлительности) с обвивающим его дельфином (символом скорости) и девиз «festina lente» — «поспешай медленно».

На выставке было представлено много книг, напечатанных Альдом Мануцием. Один из них — изданный анонимно роман, более известный как «Гипнеротомахия Полифила» — выдающийся памятник типографского искусства. Это одно из немногих иллюстрированных изданий типографии Альда Мануция, самой крупной и известной в Венеции. Оно содержит 171 гравюр на дереве. Качество иллюстраций столь высоко, что их авторство пытались приписать крупнейшим художникам: Беллини, Мантенье и даже молодому Рафаэлю, но гравёр и рисовальщик до сих пор остаются анонимными. «Гипнеротомахия» — образец печатного, то есть нового, оформления книги, порывающего с рукописной традицией.


Вернуться на страницу концепции

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться