Издательский дом А. Мануция
Венеция
Во второй половине XV века Венецианская республика переживала расцвет. Численность населения составляла около 100 000 человек. Когда в 1469 году книгопечатание пришло в Венецию, оно начало развиваться со стремительностью, какой не было в других городах Европы. Участие в крупной международной торговле, четыре университета Северной Италии — Болонья, Падуя, Павия и Феррара, требовавшие книг, и давние традиции производства бумаги, считавшейся лучшей в Европе, стали причинами невиданного расцвета типографского дела.
Иоганн фон Шпейер, первопечатник Венеции, начал со скромных четырёх книг. В следующем, 1470 году уже четыре типографа в Венеции выпустили 23 книги, в 1471 году вышло 85 изданий. Эти 85 книг составили треть всей печатной продукции, появившейся в Европе за этот год. За два последующих года количество изданий, вышедших в Италии, в два раза превысило число немецких книг. С 1469 по 1500 год в разное время в Венеции работало 233 издательских дома, объём выпускаемой продукции был таков, что венецианские книги можно было встретить по всей Европе, от Испании и Португалии до Польши и Венгрии.
Альд Мануций
Альд Мануций появился в Венеции в 1490 году с намерением начать издательское дело. В условиях суровой конкуренции среди венецианских печатников Альд Мануций смог создать самый известный издательский дом Венеции. Печатник обратился к неосвоенной доселе области: изданию греческих авторов на языке оригинала. В 1495 году появились пять томов Аристотеля, за которыми последовали сочинения Аристофана, Софокла, Еврипида, Демосфена, Плутарха, Платона. Альд Мануций первым издал более 30 произведений на греческом языке. После падения Константинополя в 1453 году Венеция стала пристанищем для переселенцев, привозивших с собой и греческие рукописи.
Издание греческих авторов — основа программы публикаций Альда Мануция, но он известен и двумя другими нововведениями: печатью книг малого формата и разработкой нового наклонного шрифта — курсива, который и сегодня во французском и английском языках именуется «итальянским». Для создания шрифта как греческого, так и латинского алфавита издатель привлёк Франческо Гриффо из Болоньи. Изысканность альдовских шрифтов сделала его издания узнаваемыми и популярными. Новые шрифты оказались настолько удачными, что Альд даже сделал попытку запретить своему дизайнеру работать на других издателей, что не нашло понимания у Гриффо, разорвавшего с Мануцием.
Альд Мануций ввёл в широкое употребление издание книг малого формата — in octavo, что сделало их удобнее для использования и положило начало современным «карманным» изданиям.
Издания Альда заслужили славу не только благодаря своей исключительной типографской эстетике, но и благодаря точности и выверенности текстов. В условиях погони за тиражами всё чаще звучали жалобы как читателей, так и авторов на недобросовестность печатников, особенно венецианских, и на наличие большого количества ошибок и опечаток в книгах. В изданиях Альда Мануция этих недостатков существенно меньше. Не случайно эмблемой издателя стал якорь (символ медлительности) с обвивающим его дельфином (символом скорости) и девиз «festina lente» — «поспешай медленно».
На выставке было представлено много книг, напечатанных Альдом Мануцием. Один из них — изданный анонимно роман, более известный как «Гипнеротомахия Полифила» — выдающийся памятник типографского искусства. Это одно из немногих иллюстрированных изданий типографии Альда Мануция, самой крупной и известной в Венеции. Оно содержит 171 гравюр на дереве. Качество иллюстраций столь высоко, что их авторство пытались приписать крупнейшим художникам: Беллини, Мантенье и даже молодому Рафаэлю, но гравёр и рисовальщик до сих пор остаются анонимными. «Гипнеротомахия» — образец печатного, то есть нового, оформления книги, порывающего с рукописной традицией.
Вернуться на страницу концепции