Гутенберг и его изобретения
Иоганн Гутенберг
У нас не так много точных данных о жизни Иоганна Гутенберга. Будущий изобретатель родился в семье майнцского патриция и купца Фридриха Генфляйша и его жены Эльзы Вирих около 1400 года. Безусловно, он посещал латинскую школу, но неизвестно, учился ли в университете, достоверных записей об этом не существует. С 1434 по 1444 годы Гутенберг живёт в Страсбурге, занимаясь шлифовкой драгоценных камней и изготовлением зеркал для паломников. Кроме того, он основывает товарищество на паях для финансирования некого нового предприятия, связанного с «искусством», причём под словом «искусство» стоит понимать некое ремесленное умение. В 1439 году состоялся судебный процесс, связанный с взаимными финансовыми претензиями участников. В документах процесса суть изобретения, составлявшая коммерческую тайну, не называется, но из упоминаний о покупке свинца и строительстве пресса можно сделать вывод о том, что Гутенберг уже работает над главным делом своей жизни.
В 1448 году Гутенберг снова возвращается в Майнц, где продолжает разработки, требующие финансирования. Он берёт кредит у своего кузена Арнольда Гельтуса и майнцского купца Иоганна Фуста и начинает эксперименты с печатью. Первыми произведениями, выпущенными с помощью печатного пресса, стали индульгенция, календарь, латинская грамматика Элия Доната — недорогие издания, состоящие из одного или нескольких листов. Главная книга, Библия, вышла не позднее 1455 года.
Гутенберг не смог расплатиться с Иоганном Фустом и по решению суда в 1455 году типография со всем оборудованием и шрифтами Библии перешла к кредитору. Фуст заключил договор с Петером Шёффером, который ранее был печатником у Гутенберга, и с успехом продолжил предприятие. Гутенберг должен был начать всё с нуля. Ему удалось возобновить дело и выпустить ещё несколько книг. В 1565 году Иоганн Гутенберг поступает на службу к майнцскому курфюрсту и архиепископу Адольфу II Нассаутскому. Первопечатник умер в 1468 году в Майнце.
Изобретения Гутенберга
Литера. Основа изобретения Гутенберга — печать наборными литерами. Страницу текста можно отпечатать и с цельной деревянной доски, но для следующей части повествования нужно вырезать новую доску. Главная идея, реализованная Гутенбергом, — создание формы из раздельных разборных элементов — литер. Отпечатав нужную страницу и рассыпав набор, можно было набрать другой текст из тех же самых литер. Для технического осуществления этой задачи Гутенбергу потребовались многие годы напряжённой работы. Принципиальным решением было не изготавливать литеры поодиночке, а механизировать и стандартизировать этот процесс. Решение этой задачи помогло в будущем удешевить процесс изготовления книги.
Пресс. Печатный станок, ставший символом новой эпохи, Гутенберг фактически лишь усовершенствовал, использовав принципы действия уже существовавших прессов для виноделия или для отжима влажной бумаги в бумагоделательном производстве. Но следовало обеспечить равномерность давления по всей поверхности печати, чтобы отпечатались все тончайшие линии в начертаниях букв, и создать подвижную каретку, чтобы перемещать форму под плиту и обратно. Ещё одной задачей было точное наложение листа на печатную форму. Отвечавший всем этим требованиям станок, сконструированный Гутенбергом, практически без изменений служил печатникам до XIX века.
Сплав. Не менее важным выбором стало использование металла в качестве материала для литер. Сложной задачей было найти подходящий сплав, который должен был обладать повышенной текучестью, чтобы заполнить тончайшие «волосные» части литейной формы, иметь низкую температуру плавления, чтобы не расплавить медную матрицу и быть достаточно твёрдым, чтобы выдержать многотысячные тиражи. Вероятно, Гуттенберг использовал сплав из свинца, олова и сурьмы, близкий к гарту, который используется в типографской практике более поздних столетий.
Краска. Гутенберг сумел найти оптимальный рецепт типографских чернил. Гравёрами уже была создана краска на масляной основе, предназначенная для производства отпечатков и отличавшаяся от чернил для письма, но возникла проблема с двусторонней печатью. Так как краску воспринимает влажная бумага, нужно было получить краску, которая высыхает быстрее, чем просохнет лист основы, чтобы не смазать уже отпечатанную сторону при печати оборота.
Вернуться на страницу концепции