Концепция выставки
Наш век — век воистину золотой. Он возродил свободные искусства,
которые уже почти погибли, — грамматику, поэзию, ораторское искусство,
живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и древние напевы Орфеевой
арфы... Во Флоренции воссиял из мрака свет платоновской мудрости,
а в Германии именно в наше время были изобретены
орудия для печатания книг.
Марсилио Фичино, 1492
Книгопечатание появилось не по заказу церкви или интеллектуалов XV века. Важнейшее изобретение века обязано новому слою общества, сформировавшемуся в городах — людям практического склада ума и делового взгляда на жизнь. Иоганн Гуттенберг был предпринимателем. Альманахи, календари, учебники грамматики, памфлеты, индульгенции, новости, необходимые для практической жизни, являлись основанием для новой индустрии. Их не хранили в библиотеках как великую драгоценность, они были дешёвыми и одноразовыми, предназначенными для каждодневного использования. Нам сложно сегодня представить, каков был объём этой продукции: многие выпуски до нас не дошли, зачастую от огромного тиража чудом сохранились один-два экземпляра.
Подобно тому, как сегодня интернет и «цифра» меняют форматы и ритм отношений между людьми, в XV веке печатный пресс изменил мир и стал одним из краеугольных камней общества нового времени. Появилось эффективное средство для утверждения новых идей, формирования образа мыслей, распространения информации. Рынок новостей стал немыслим без типографий: об открытии Америки Европа узнала из печатных изданий.
Рассказ об информационной революции XV века особенно актуален сейчас, когда мы переживаем новую информационную революцию, а бумажная книга, на протяжении многих веков остававшаяся безальтернативным форматом сохранения памяти человечества, сосуществует со стремительно растущим цифровым знанием и электронными форматами доступа. Да и сам процесс создания и печати книг настолько изменился, что современная бумажная книга лишь внешне похожа на книги XV и XVI веков, как когда-то первые инкунабулы походили на рукописи.
Разделы выставки