На 87-м Всемирном библиотечном и информационном конгрессе ИФЛА и ЮНЕСКО представили обновлённый Манифест о публичной библиотеке
27 июля 2022 года на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе в Дублине ИФЛА и ЮНЕСКО объявили о начале следующей главы в истории адвокации библиотек, которую знаменует выпуск обновлённого Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке.
По материалам новости с официального сайта ИФЛА
Манифест выражает веру ЮНЕСКО в публичные библиотеки как жизненную силу, питающую развитие образования, культуры и информационных наук, а также как в важнейший фактор укрепления мира и благополучия за счёт трансформации сознания людей.
В связи с этим ИФЛА и ЮНЕСКО рады объявить о начале следующей главы в истории адвокации библиотек, которую знаменует выпуск обновлённого Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке.
Это объявление последовало за единогласным одобрением текста документа членами Бюро программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) 18 июля 2022 года по итогам виртуальных консультаций.
Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке — 2022 (на английском)
Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке — 2022 (на русском)
Общие сведения
Первая версия Манифеста была разработана в 1949 году. И на протяжении десятилетий, то есть по мере трансформации роли библиотек в обществе, документ обновляется. Предыдущая версия, опубликованная в 1994 году, долгое время была краеугольным камнем в защите интересов публичных библиотек.
В 2020 году ИФЛА и IFAP начали совместную работу над обновлением текста документа. Цель состояла в том, чтобы учесть произошедшие технологические и социальные изменения и представить библиотечному сообществу Манифест, отражающий современные реалии и миссию публичных библиотек.
Процесс работы
Поскольку подготовку обновления было бы невозможно осуществить без участия представителей глобальной библиотечной отрасли, в 2020 году Секция публичных библиотек ИФЛА организовала опрос, направленный на сбор данных от библиотекарей со всего мира.
В результате было получено более 600 ответов, содержащих информацию о том, как библиотекари использовали Манифест в своей работе, а также предложения по обновлению и улучшению документа.
В течение 2021 года ИФЛА и IFAP совместно дорабатывали текст с учётом как поступивших отзывов, так и принципов деятельности ЮНЕСКО в области расширения доступа к информации и знаниям.
Все приоритетные направления работы IFAP, а именно информационная грамотность, доступ к информации, сохранность информации, информационная этика, информация в целях развития и мультилингвизм, перекликаются со основными аспектами данного Манифеста.
Обновление концепций
Манифест 2022 года поддерживает библиотеки как проводники устойчивого развития, поскольку они предоставляют общедоступное пространство для обмена информацией и культурой, а также поощрения гражданской активности.
Стоит отдельно отметить акцент на обеспечение доступа и возможности культурного участия для социально отчуждённых групп, представителей коренных народов и пользователей с особыми потребностями.
Манифест отражает роль публичной библиотеки в оказании помощи всем членам общества в области доступа, производства, создания и обмена знаниями. В новой редакции особое внимание отводится удалённому доступу к информации и цифровым ресурсам, а также обеспечению всеобщего доступа к современным технологиям и необходимым для их использования компетенциям в целях преодоления цифрового разрыва. В обновлении подчёркивается важность развития медийной и информационной грамотности и навыков, которые способствуют становлению информированных и демократических сообществ.
В документе также указано, что библиотеки поддерживают развитие общества знаний, позволяя получать, создавать и распространять различные виды знаний, включая научные и краеведческие знания, без каких-либо коммерческих, технологических или правовых преград.
Кроме того, Манифест заявляет, что в эпоху цифровых технологий законодательство об авторском праве и интеллектуальной собственности должно обеспечивать публичным библиотекам такие же возможности по приобретению и предоставлению доступа к цифровому контенту на разумных условиях, как и в случае с физическими ресурсами.
Ниже представлен обзор ключевых положений, которые были расширены в обновлённой версии Манифеста.
Предыдущие версии |
Новая версия |
---|---|
Развитие воображения и творческих способностей у детей и молодёжи |
Предоставление возможностей для личного творческого развития и стимулирование воображения, творческих способностей, любознательности и эмпатии |
Формирование и развитие навыков чтения у детей с раннего возраста |
Формирование и укрепление навыков чтения у детей с рождения до взрослого возраста |
Доступ к информации и материалам |
Оказание услуг своим сообществам как очно, так и удалённо с помощью цифровых технологий |
Интерес к культурному наследию и к достижениям искусства, науки |
Содействие сохранению продуктов культурного самовыражения и культурному наследия и предоставлению содержательного доступа к ним, уважению к произведениям искусства, открытому доступу к научным знаниям, исследованиям и инновациям, как размещённым на традиционных носителях информации, так и существующим в форме оцифрованных и изначально цифровых материалов |
Обеспечение доступа граждан ко всем видам общественной информации |
Обеспечение доступа всех людей ко всем видам общественной информации и возможностям социальной организации |
Обеспечение инклюзивности, особенно в отношении социально обособленных сообществ |
Сохранение данных, знания и наследия коренных народов (включая устные традиции), а также предоставление доступа к этим данным, знаниям и наследию, с обеспечением условий, при которых местное сообщество может играть активную роль в выявлении материалов, подлежащих сбору, их сохранению и распространению, в соответствии с пожеланиями сообщества |
Интерес к достижениям науки |
Предоставление своим сообществам доступа к научным знаниям, в том числе результатам исследований и медицинской информации, которые могут повлиять на жизнь пользователей и на научный прогресс |
Содействие развитию навыков информационной и компьютерной грамотности |
Инициирование и поддержка мероприятий и программ для развития навыков чтения и письма, участие в таких мероприятиях и программах, содействие развитию медийной и информационной грамотности и навыков цифровой грамотности среди людей всех возрастов |