В новогодние и рождественские дни:
28 декабря все читальные залы и читательские зоны работают по обычному графику.
C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА.


До конца 2024 года закрыт читальный зал отдела редких книг.


Изменения в расписании магазинов РГБ 19—21 декабря


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

Спросите библиотекаря

Румянцевский читальный зал

Читальный зал — одно из главных мест любой библиотеки или архива, где посетитель получает нужную ему информацию, встречается с книгой, получает возможность поработать с заказанными материалами в особой атмосфере сосредоточения духовных ценностей.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Румянцевский зал сегодня

Читальный зал отдела рукописей в Доме Пашкова один из самых красивых в библиотеке. Его открыли на 50 мест после окончания реставрации в 2008 году. По периметру зала располагается подсобный фонд отдела рукописей, который насчитывает более 26 тысяч книг и научных журналов на русском и иностранных языках XVIII—XXI веков по истории, вспомогательным историческим дисциплинам, литературоведению, языкознанию, богословию, философии, книговедению и искусству. Эта литература необходима читателям для работы с основным фондом отдела — рукописями. Он насчитывает более 730 тысяч единиц хранения. Подсобный фонд выполняет роль научно-справочной библиотеки отдела.

Над кафедрой обслуживания читателей расположен портрет графа Николая Петровича Румянцева, именем которого назван зал. Это копия работы английского художника Джорджа Доу 1828 года, выполненная современным художником Анатолием Сергеевичем Патерило в 2014 году. Подлинный портрет, исторически находившийся в коллекции графа Николая Петровича Румянцева, ныне хранится в Государственном музее имени А. С. Пушкина.

  • Портрет Николая Петровича Румянцева в Румянцевском зале РГБ. Копия с портрета Джорджа Доу, выполненная художником Анатолием Сергеевичем Патерило
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Портрет Александра Ивановича Румянцева работы Владимира Боровиковского в Румянцевском зале РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Над входом в читальный зал — портрет дедушки Николая Петровича Румянцева — Александра Ивановича Румянцева — работы Владимира Лукича Боровиковского 1811 года.

Украшением зала является антикварная мебель, сохранившаяся со времен Московского публичного и Румянцевского музеев. Шестигранный стол на шести ножках второй половины XIX века декорирован орнаментом из бука и ореха. На столе установлена бронзовая скульптура философа Спинозы работы скульптора Михаила Михайловича Антокольского. Второй стол — овальный. Он расположен ближе к кафедре, изготовлен из светлого дерева — липы и клёна — и украшен гермами и сфинксами у восьмигранного столба, начала XIX века.

В отделе рукописей сохранилась уникальная историческая стеклянная выставочная витрина на точёных ножках второй половины XIX века, единственная в библиотеке.

  • На антикварном столе с шестиугольной столешницей — скульптура «Спиноза» работы Марка Матвеевича Антокольского, рядом — выставочная витрина Румянцевского музея
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Читальный зал оборудован компьютерами для читателей, шестью аппаратами для чтения микрофильмов и микрофиш, зарядным устройством для телефонов. Рядом с читальным залом находится комната, именуемая «Каталожная Н. Ф. Фёдорова» с каталогами фонда отдела рукописей: алфавитным именным рукописного фонда, алфавитно-предметным и алфавитным каталогом фонда подсобной библиотеки читального зала. По преданию, именно здесь находилось рабочее место библиотекаря Румянцевского музея, русского философа, основателя целого направления в русской философии — космизма — Николая Фёдоровича Фёдорова. В подтверждение — две репродукции картин художника Леонида Осиповича Пастернака — портрет Николая Фёдоровича Фёдорова и «портрет трёх философов» (Льва Николаевича Толстого, Николая Фёдоровича Фёдорова и Владимира Сергеевича Соловьёва).

Под деревянной лестницей каталожной комнаты — антикварные глухие шкафы 1840-х годов, декорированные лавровыми венками из шпона красного дерева. Над лестницей — картина художника Валерия Владимировича Покатова, работающего в издательстве «Пашков дом». Она посвящена Румянцевскому музею и философии Николая Фёдоровича Фёдорова.

  • Репродукция картины художника Леонида Осиповича Пастернака — портрет Николая Фёдоровича Фёдорова
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Каталожная комната, смежная с Румянцевским залом
    Фото предоставлено отделом рукописей РГБ
  • Репродукция картины художника Леонида Осиповича Пастернака — «портрет трёх философов» (Льва Николаевича Толстого, Николая Фёдоровича Фёдорова и Владимира Сергеевича Соловьёва)
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Картина художника Валерия Владимировича Покатова, посвящённая философскому учению Николая Фёдоровича Фёдорова. 2000-е годы
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • «Пушкинский шкафчик» — книжный деревянный шкаф второй трети XIX века, в котором хранились рукописи Александра Сергеевича Пушкина, переданные его сыном Александром Александровичем в Румянцевский музей в 1880 году
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

На почётном месте расположился одностворчатый книжный деревянный шкаф второй трети XIX века, в котором хранились рукописи Александра Сергеевича Пушкина, переданные его сыном Александром Александровичем в Румянцевский музей в 1880 году. Впоследствии в 1930-х годах все рукописи Александра Сергеевича были переданы в Пушкинский дом.

По всему периметру читального зала располагаются выставочные витрины. Отдел рукописей проводит в год семь-восемь выставок, главная цель которых — раскрытие фондов. Обычно выставки приурочены к юбилейным датам со дня рождения известных писателей, богословов, литературоведов, историков, библиографов или датам исторических событий. Выставки могут быть тематическими. В читальном зале проводятся общебиблиотечные мероприятия: тотальные диктанты, квесты, циклы чтений произведений классики, лекции. На них обычно регистрируются посетители на официальном сайте библиотеки.

И, конечно же, ни одна экскурсия в Дом Пашкова не обходится без показа Румянцевского читального зала и рассказа о коллекциях отдела рукописей.


Румянцевский зал вчера


Луи Пьер-Альфонс Бишебуа и Адольф Жан-Батист Байо. Дом Пашкова. Литография. 1840-е годы

Читальный зал отдела рукописей за 160-летний московский период своего существования менял место своего расположения несколько раз. Скупые сведения о расположении читальных залов сохранились в издаваемых с 1863 года отчётах Московского публичного и Румянцевского музеев.

Залы Московского публичного музея были открыты в мае 1862 года для обозрения публики, две отдельные комнаты Дома Пашкова были предоставлены для занятий — одна рукописями и старопечатными книгами, другая — библиотекой. Занятия с тех пор шли непрерывно, но по числу занимающихся не возникала необходимость использования большой залы Румянцевской библиотеки, которая предназначена служить и читальною залою музея. Большинство занимавшихся — преподаватели и слушатели университета, учёные, московские и иногородние старообрядцы из купцов и крестьян. На одном из первых планов внутренних помещений Румянцевского музея обозначены два небольших читальных зала на первом этаже Дома Пашкова — там, где в наше время находился кабинет заведующего отделом рукописей и рабочая комната сотрудников отдела, угол улиц Моховой и Знаменки, рядом с Румянцевским залом и каталожной комнатой.

В 1870—1872 годы, согласно отчётам Румянцевского музея, было решено поместить временно в здании музеев Чертковскую библиотеку.

Под неё был отведён находившийся во втором этаже читальный зал, а взамен него устроен в нижнем этаже более удобный для посетителей новый, под сводами, с каменным полом и проводом газа, на случай ожидаемого разрешения от начальства открыть чтение и по вечерам.

Фрагмент из «Отчёта Московского публичного и Румянцевского музеев за 1870—1872 годы». М., 1873. С. 98.

Сохранились две фотографии, снятые во время «Торжественного заседания в память графа Н. П. Румянцева» 3 апреля 1897 года, на которых можно увидеть читальные залы Дома Пашкова этого периода.

  • Торжественное заседание в память графа Н. П. Румянцева 3 апреля 1897 года
    Фото из архива отдела рукописей РГБ
    Шифр хранения: ОР. Ф. 842, к. 5, ед. 11
  • Торжественное заседание в память графа Н. П. Румянцева 3 апреля 1897 года
    Фото из архива отдела рукописей РГБ
    Шифр хранения: ОР. Ф. 842, к. 5, ед. 11

Из описания торжества в «Отчёте Московского публичного и Румянцевского музеев за 1897 год» (М., 1898) следует, что «главная зала, носящая имя графа Румянцева, оказалась настолько стесненною прибавленными в неё с 1890 года шкапами, что Управление музеев принуждено было позаботиться о другом помещении... Остановили внимание на читальных залах, которые были закрыты для обычных посетителей лишь на один день, как и все остальные помещения Музеев. Простенком между первой и второй читальными залами можно было очень удобно воспользоваться для помещения перед ними кафедры для ораторов, на которой возвышался бронзовый поясной бюст виновника торжества — графа Румянцева, окружённый зеленью растений, закрывавших собою входные отверстия во второй читальный зал. По бокам кафедры сидели должностные лица Музеев, а перед ними, поперёк залы, были разложены предметы коллекций П. П. Шимкевича. Пространство этой выставки ограничивалось двумя стоящими по сторонам у противоположных окон манекенами этнографического отделения, изображающими двух сибирских шаманов в полноте их одежды и профессиональных приспособлений. Вся зала, наполненная публикою и украшенная растениями и материями, представляла очень привлекательный вид».

Библиотека работала ежедневно, кроме воскресений и двунадесятых праздников, и была открыта с десяти часов утра до восьми вечера для читающей публики. Работали в читальном зале два дежурных и один вольно трудящийся.

  • На фото две скульптуры: «Аллегория мира» Антонио Кановы, изготовленная в 1810-х годах по заказу графа Румянцева и ставшая частью его коллекции, и «Крестьянин в беде» Матвея Чижова среди книг в Доме Пашкова
    Фото из архива отдела рукописей РГБ
  • Румянцевский зал Дома Пашкова. 1890-е годы
    Фото из архива отдела рукописей РГБ
    Шифр хранения: ОР. Ф. 842, к. 4, ед. 41
  • Солдатёнковская картинная галерея в Румянцевском зале. 1900-е годы
    Фото из архива отдела рукописей РГБ
    Шифр хранения: ОР. Ф. 842, к. 4, ед. 41
  • Румянцевский зал Дома Пашкова. 1890-е годы
    Фото из архива отдела рукописей РГБ
    Шифр хранения: ОР. Ф. 842, к. 4, ед. 41

Число читателей неуклонно возрастало: в 1896 году было 514 читателей, в 1906 году — 456, в 1916 году — 820. Среди читателей этого периода — многие крупнейшие русские писатели, историки и юристы, литературоведы и искусствоведы.

Одним из первых читателей отделения был Лев Николаевич Толстой. В 1860-х годах, работая над романом-эпопеей «Война и мир», он занимался изучением масонских рукописей и других документов.

Над масонскими материалами работал и другой русский писатель — Алексей Феофилактович Писемский. Его роман «Масоны» был написан исключительно по рукописям, хранившимся в музее. После издания автограф романа был передан автором в отделение рукописей на хранение.

Библиотека Румянцевского музея стала привычным для каждого читающего москвича учреждением и учреждением любимым.

Библиотекарь Московского публичного и Румянцевского музеев, историк, академик Академии наук Юрий Владимирович Готье

В 1935 года отдел рукописей был реорганизован. Помещения его, расположенные до этого в двух противоположных концах дома Пашкова, были сконцентрированы в одном южном крыле. В 1961 году отдел рукописей был переведён в специально реконструированное для него помещение, расположенное в трёхэтажном корпусе, примыкающем к флигелю Дома Пашкова по улице Знаменке, на углу её пересечения со Старо-Ваганьковским переулком. До революции там был читальный зал Румянцевского музея, где занимался Владимир Ильич Ленин.

Вход в читальный зал был со Знаменки. Зал на 26 мест был открыт для читателей до 1988 года — до начала капитального ремонта. В настоящее время, после реставрации Дома Пашкова, на месте зала располагается одно из хранилищ отдела рукописей. В период ремонта Дома Пашкова с 1989 по 2007 год отдел рукописей располагался на территории библиотеки и имел два читальных зала: в корпусе «А» — в одном из помещений коридора сегодняшнего «Розового зала»; на третьем этаже служебного помещения Дома Пашкова — корпус «Т», бывшая типография, — где было всего шесть мест для читателей.

  • Читальный зал отдела рукописей. 1960-е годы
    Фото из архива отдела рукописей РГБ
  • Слева: рабочий стол хранителей для сортировки книг в Доме Пашкова. 1960-е годы
    Справа: читальный зал отдела рукописей. 1960-е годы
    Фото из архива отдела рукописей РГБ
  • Читальный зал отдела рукописей. 1960-е годы
    Фото из архива отдела рукописей РГБ
  • Читальный зал отдела рукописей. 1960-е годы
    Фото из архива отдела рукописей РГБ
  • Читальный зал отдела рукописей. 1960-е годы
    Фото из архива отдела рукописей РГБ

Читателями отдела рукописей в разные периоды времени были писатели Валерий Яковлевич Брюсов, Дмитрий Андреевич Фурманов, Викентий Викентьевич Вересаев, Корней Иванович Чуковский, историки Василий Осипович Ключевский, Фёдор Иванович Буслаев, Сергей Владимирович Бахрушин, Борис Дмитриевич Греков, Лев Владимирович Черепнин, Владимир Васильевич Стасов, Александр Владимирович Пыжиков, литературоведы Дмитрий Дмитриевич Благой, Мстислав Александрович Цявловский, Николай Кирьякович Пиксанов, Леонид Петрович Гроссман, Вера Степановна Нечаева, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, философ, исследователь духовной мысли древней Руси Владимир Владимирович Мильков, известнейшие искусствоведы Ольга Сигизмундовна Попова и Энгелина Сергеевна Смирнова.

И сейчас читальный зал отдела рукописей РГБ — место притяжения ведущих историков, литературоведов, философов, писателей. Среди читателей отдела рукописей — известный писатель Павел Валерьевич Басинский, литературовед, исследователь творчества Михаила Афанасьевича Булгакова Елена Валерьевна Колышева, филолог и историк, исследователь старообрядчества Елена Михайловна Юхименко, филолог, знаток глаголицы Василий Васильевич Калугин, историк, археограф и палеограф Борис Михайлович Клосс, филолог, лингвист, семиотик Борис Андреевич Успенский.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться