В связи с отпускным периодом изменяется график работы книжного магазина, расположенного в подъезде № 3. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Семейный альбом Пушкиных

Изящный дамский альбом в малиновом бархатном переплёте был подарен поэтом Василием Андреевичем Жуковским вдове Александра Сергеевича Пушкина Наталье Николаевне в начале 1840-х годов.


Семейный альбом Пушкиных. Верхняя крышка переплёта. Ф. 743, к. 119, ед. 8
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Первые датированные рисунки в альбоме появляются только в начале 1850-х годов. Один из рисунков — конный портрет Наполеона — принадлежит кисти Григория Александровича Пушкина, сына поэта. В период заполнения альбома Александр Александрович Пушкин заканчивает Пажеский корпус Его Императорского Величества, второй сын Григорий там учится. Дочь Мария, окончившая Екатерининский институт, становится фрейлиной Великой княгини Елены Павловны, дочь Наталья собирается замуж за сына Леонтия Васильевича Дубельта.

Среди художников альбома — Александр Иванович Скрипицын, служивший при Санкт-Петербургском военном генерал-губернаторе, исполнявший особые поручения губернатора на Кавказе; Александр Иванович Арнольди, полковой товарищ Михаила Юрьевича Лермонтова, служивший в Гродненском лейб-гвардии гусарском полку, позже — в Моздокском казачьем полку. Самый известный из художников альбома — Фёдор Петрович Толстой, профессиональный художник, мастер силуэтной живописи, художник-медальер, создавший серию барельефов-медальонов, посвящённых победе России в войне с Наполеоном.

  • Берестов А. И. Девушка на фоне лилово-синих гор. Рисунок. 1850. Бумага, карандаш, акварель. Л. 12 альбома
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Пушкин Григорий Александрович, сын поэта. Конный портрет Наполеона. Рисунок. 1850-е. Бумага, карандаш, акварель. Л. 20 альбома
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Арнольди А. И. Бабушка и внук. Рисунок. 1852. Бумага, карандаш, акварель. Л. 30 альбома
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Толстой Ф. П. Ночной пейзаж. Рисунок. 1850-е. Бумага, карандаш, акварель. Л. 37 альбома
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Соколов Н. К. Девочка на ослике с сопровождающим её мальчиком. Рисунок. 1850. Бумага, карандаш, акварель. Л. 41 альбома
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Неизвестный художник. Долька апельсина. Рисунок. 1870-е. Бумага, карандаш, акварель. Л. 52 альбома
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Ещё один художник, оставивший память о себе в альбоме Пушкиных, — Александр Иванович Берестов, окончивший Императорскую Академию художеств, участвовавший в 1841 году в издании описания одежды и вооружения российских войск. Художник Пётр Петрович Соколов, мастер батальной живописи, участник русско-турецкой войны. Все вышеперечисленные художники были военными и, скорее всего, входили в круг знакомых старшего сына поэта. Безымянные рисунки, возможно, принадлежат детям Александра Александровича Пушкина.

Следующая владелица альбома — дочь Александра Александровича Пушкина Анна, проживавшая в имении Лопасня Серпуховского уезда Московской губернии. Анна Александровна воспитывала дочерей своей рано умершей сестры Веры — Марину и Наталью.

Воспитательницей девочек была Мария Ивановна Беспалова, по мужу Попова, выпускница медицинского отделения Высших женских курсов в Москве, одна из первых женщин-психиатров, работавшая в клинике профессора Петра Борисовича Ганушкина, участница Первой мировой войны, знакомая генерала медицинской службы Сергея Петровича Мезенцова, мужа Веры Александровны Пушкиной, отца своих будущих воспитанниц. Ей и подарила Анна Александровна семейный альбом.

После смерти Марии Ивановны Беспаловой альбом наследует её сын Андрей Леонович Попов. Он передаёт альбом в память своего отца Леона Христофоровича, врача, агента ленинской «Искры», в краеведческий музей Белгород-Днестровска.

  • Толстой Ф. П. Кавалькада. Силуэтный рисунок. Бумага, тушь. 1850-е. Л. 21 альбома
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Соколов П. П. Ярмарка коней. Рисунок. 1870-е. Бумага, карандаш, акварель. Л. 50 альбома
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Скрипицын А. И. Домик в ущелье. Рисунок. 1849. Бумага, карандаш, акварель. Л. 55 альбома
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

В 1987 году в газете «Советская культура» в статье журналиста Б. Сушинского появляется упоминание об Альбоме Натальи Гончаровой. Но в период передела территорий Российского государства Андрей Леонович Попов забирает альбом из музея и привозит в Москву.

В конце 1995 года альбом волею владельца попадает в отдел рукописей Российской государственной библиотеки, где он и хранится в настоящее время — ф. 743, к. 119. ед. 8.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться