Пополнение рукописных фондов в 1890-е годы
В 1903 году от сына Пушкина рукописным отделением были получены не переданные им ранее письма к Александру Сергеевичу от многих декабристов, с которыми был связан поэт.
В 1904 году сын декабриста Евгений Иванович Якушкин передал в музей текст конституции декабриста Никиты Михайловича Муравьёва, написанный рукой Кондратия Фёдоровича Рылеева и сохранившийся в бумагах Ивана Ивановича Пущина.
Отделение собирало материалы и многих других русских писателей.
С 1912 года Московский публичный и Румянцевский музей становится хранилищем рукописей Антона Павловича Чехова, переданных сюда Марией Павловной Чеховой, Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой и Иваном Павловичем Чеховым. В специально организованной при библиотеке музея «Чеховской комнате», не принадлежавшей тогда к отделению рукописей, стали собираться впоследствии не только материалы Чехова, но и рукописи писателей его времени. В 1915 году сюда поступил архив Александра Ивановича Эртеля, а в начале 1917 года — архив Виктора Александровича Гольцева.
Динамичное развитие фонда рукописей и старопечатных книг привело в 1890-е годы к обострению проблемы его размещения. Говоря о нехватке помещений, Семён Осипович Долгов сообщал, что хранилище «оказалось уже настолько тесным, что в нём были оставлены лишь рукописи и акты, а старопечатные издания перенесены в читальный зал при Отделении» .
Крайне мало было сделано до революции для описания хранившихся в отделении архивных материалов по истории русской культуры и общественного движения XVIII—XIX веков. Кроме описания Евгением Ивановичем Якушкиным рукописей Пушкина и каталога масонских рукописей, опубликованного Георгием Петровичем Георгиевским, никаких других описаний архивов до начала XX века не было.
В 1912 году в отделение поступило большое собрание рукописей, завещанное известным историком древнерусской литературы Николаем Саввичем Тихонравовым. В нём находятся «Сказание о Мамаевом побоище», «Казанская история», послания Ивана Грозного и Андрея Курбского, повесть о Шемякином суде, сатирическая Калязинская челобитная, знаменитый «Плач холопов», до недавнего времени известный в единственном списке, басни Эзопа в нескольких переводах, сборники произведений демократической литературы XVII— XVIII веков, часто сатирического направления, и др.