17 марта книжный магазин в первом подъезде не работает по техническим причинам.

Спросите библиотекаря

Обзор архивного фонда Александра Андреевича и Сергея Андреевича Ивановых (ф. 111)

Александр Андреевич Иванов (1806—1858) — русский художник, автор самой знаменитой картины в истории русской живописи — «Явление Христа народу» («Явление Миссии»), автор многочисленных «Библейских эскизов» к ней, работ на мифологические и библейские сюжеты, таких как «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора», «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». Отдел рукописей Российской государственной библиотеки является хранителем документального наследия художника и его семьи.


Постников С. П. Портрет А. А. Иванова. Около 1873. Выполнен по оригиналу — дагеротипии 1846 года. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Источник фото: Википедия

Архив Александра Андреевича Иванова и его брата — архитектора Сергея Андреевича Иванова (1822—1877) поступил в Московский Публичный и Румянцевский музеи после смерти художника и согласно его завещанию в 1877 году. Архив состоял из записных книжек, рисунков, писем Александра Андреевича Иванова и членов его семьи и дополнил живописную часть наследия мастера. В Румянцевском музее находилась с момента его открытия в 1862 году главная картина художника «Явление Христа народу» как подарок Императора Александра II, который положил начало основанию отдела живописи. Законченные рисунки художника, поступившие вместе с архивом, пополнили коллекцию Отделения живописи музея. Архив насчитывает 548 единиц хранения, включает документы 1810—1887 годов.

Наибольший интерес представляют записные книжки и тетради Александра Андреевича Иванова 1820—1858 годов (карт. 1, ед. 1—12, карт. 2, ед. 1—7), отражающие период пребывания художника в Италии. Лишь одна тетрадь начата в Петербурге в конце 1820-х годов, до его отъезда за границу. Тетради включают в себя черновые варианты писем художника к разным адресатам, путевые записки, сделанные во время поездок по Италии, выписки из прочитанных книг, особенно из «Библии», хозяйственно-бытовые записи и блестящие рисунки художника, в большинстве своём выполненные карандашом и пером.


Семейная сцена
Иванов А. А. Записная книжка с рисунками и различными записями. Конец 1820-х — начало 1830-х годов
Шифр: Ф. 111, к. 1, ед. 1, л. 14
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Рисунки представляют собой наброски к известным картинам художника — «Явление Христа народу», «Явление Христа Марии Магдалине», «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», к несостоявшимся замыслам («История Иова», «Сотворение мира»), жанровые сценки, портретные зарисовки и пейзажи, копии со статуй, картин старых мастеров. Два карандашных рисунка из самой ранней тетради художника изображают его семью — отца, мать и сестру — за столом в комнате. На стенах висят картины, среди которых можно узнать работы Александра Иванова.

В записных книжках среди многочисленных рисунков выделяются три акварели. Одна из них — «Вирсавия» (илл.: к. 2, ед. 1, л. 52). Над этим библейским сюжетом работал друг Александра Иванова — художник Василий Алексеевич Серебряков. В одном из писем Александра Андреевича есть упоминание об этом. Тема «Вирсавии» прослеживается и в карандашных рисунках. Из многочисленных пейзажных зарисовок только два рисунка выполнены акварелью — виды городов Италии (илл.: к.2, ед. 2, л. 23, 27).

  • Вирсавия
    Иванов А. А. Записная тетрадь. 1842—1845, 1848
    Архивный фонд отдела рукописей
    Шифр: Ф. 111, к. 2, ед. 1, л. 52
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Итальянский вид
    Иванов А. А. Записная книжка с рисунками и различными записями. 1844. Автограф
    Архивный фонд отдела рукописей
    Шифр: Ф. 111, к. 2, ед. 2, л. 23
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Итальянский вид
    Иванов А. А. Записная книжка с рисунками и различными записями. 1844. Автограф
    Архивный фонд отдела рукописей
    Шифр: Ф. 111, к. 2, ед. 2, л. 27
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Работа Иванова над картинами на библейские сюжеты наиболее полно отразилась в одной из его записных книжек 1840—1850-х годов, содержащей выписки из исследований иностранных авторов о религии, быте и нравах евреев и других народов Востока, описание Иерусалима, дворца и храма Соломона, Омаровой мечети с рисунками и чертежами. Александр Иванов делает много выписок из перевода библейских текстов на русский язык основоположника русской библейско-исторической школы протоиерея Герасима Петровича Павского, преподавателя Закона Божьего наследнику русского престола Александру Николаевичу в 1826 году.

В архиве художника есть комплекс самодельных тетрадей, заполненных выписками из библейских текстов, датированный серединой 1840-х годов. В некоторых тетрадях на полях и в тексте имеются рисунки одежды, обуви, украшений, утвари евреев и египтян. Одна из тетрадей озаглавлена «Мысли, приходящие при чтении Библии». Она занимает особое место среди тетрадей художника с выписками, так как связана с его личным восприятием текстов Библии, оказавшем влияние на живописные полотна.

Можно отметить шестнадцать отдельных листов с рисунками на различные, не связанные между собой сюжеты. Среди них — лист с двумя набросками акварелью портрета Николая Васильевича Гоголя, соседствующими с карандашными рисунками на библейские темы, на обороте листа — акварель «Крещение Христа» (к. 2, ед. 47), один из оставшихся в архиве библейских эскизов Александра Иванова, переданных после преобразования Московского публичного и Румянцевского музеев в 1920-е годы в Государственную Третьяковскую галерею.

  • Портреты Н. В. Гоголя на обороте библейского эскиза «Крещение Христа». Эскиз
    Иванов А. А. Рисунки. 1840
    Архивный фонд отдела рукописей
    Шифр: Ф. 111, к. 2, ед. 47
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Голова Иисуса Христа Эскиз
    Иванов А. А. Записная тетрадь с рисунками, черновиками писем к разным лицам и другими записями. 1833—1839
    Архивный фонд отдела рукописей
    Шифр: Ф. 111, к. 1, ед. 5
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Эскизы к картинам А. А. Иванова
    Иванов А. А. Рисунки. 1840
    Архивный фонд отдела рукописей
    Шифр: Ф. 111, к. 1, ед. 5, л. 38
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Иванов А. А. Записная тетрадь с рисунками, черновиками писем к разным лицам и другими записями. 1833—1839
    Архивный фонд отдела рукописей
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Наиболее объёмную часть архива составляют письма Александра Андреевича Иванова (черновые варианты писем есть и в записных книжках). Более 270 писем адресовано родным — отцу Андрею Ивановичу, брату Сергею, сёстрам Екатерине и Марии. Среди официальных писем можно выделить письма в Академию художеств и в Общество поощрения художников, секретарю Общества Виктору Ивановичу Григоровичу с отчётами о работе над картиной «Явление Христа народу», проектами по улучшению быта художников, просьбами о продлении его пребывания в Риме. Адресатами Александра Иванова были влиятельные покровительницы художников графиня Александра Осиповна Смирнова, урождённая Россет, графиня Софья Петровна Апраксина, Великая княгиня Елена Павловна, промышленник Фёдор Васильевич Чижов, гравер Фёдор Иванович Иордан, художники Фёдор Антонович Моллер, Василий Алексеевич Серебряков, Григорий Игнатьевич Лапченко, Карл Павлович Брюллов, Фёдор Антонович Бруни, Орест Адамович Кипренский, физиолог Илья Михайлович Сеченов, издатель Козьма Терентьевич Солдатенков. 40 писем адресовано писателю Николаю Васильевичу Гоголю.

Корреспондентами Александра Иванова были его родители, брат и сёстры, племянники Екатерина и Александр Сухих, гравёр Фёдор Иордан, художники Фёдор Моллер, Григорий Лапченко, архитекторы Константин Андреевич Тон и Николай Леонтьевич Бенуа, скульптор Николай Александрович Рамазанов. В письмах ярко отражается художественная жизнь России и Западной Европы первой половины XIX века.

Хозяйственные и биографические документы архива связаны с наймом Александром Андреевичем художественных студий в Риме, получением им субсидии от Императора Николая I на окончание картины «Явление Христа народу», с проектами увековечения памяти Александра Иванова, созданием фонда его имени для отправки за границу русских художников.

Вторая часть архивного фонда включает материалы Сергея Андреевича Иванова, архитектора, брата художника, проживавшего в Италии с 1846 года до конца жизни. Это в основном хозяйственные документы, которые касаются распоряжений наследством своим и брата, финансовые документы на домовладение в Риме. Небольшое количество творческих рукописей включает заметки о памятниках архитектуры. Художественная часть архива представлена рисунками Сергея Иванова карандашом и пером на полях его писем. Круг адресатов писем Сергея Андреевича во многом совпадает с окружением брата. Он переписывался с Виктором Григоровичем, Михаилом Петровичем Боткиным, Владимиром Васильевичем Стасовым, Фёдором Иорданом, Фёдором Чижовым, Козьмой Солдатенковым. Среди биографических документов можно выделить Свидетельство о дворянстве от 15 января 1827 года, полученное отцом Александра Иванова от дворянского собрания Санкт-Петербургской губернии и грамоту о внесении Андрея Ивановича Иванова и его рода в третью часть дворянской родословной книги Санкт-Петербургской губернии от 1827 года.

 

Подробнее: Аскарянц А. В., Машковцев Н. Г. Архив А. А. и С. А. Ивановых // Записки отдела рукописей. Вып. 20 / под ред. С. В. Житомирской и И. М. Кудрявцева. М., 1958. С. 3—63

Посмотреть сведения в электронном каталоге РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться