Обзор архивного фонда Александра Андреевича и Сергея Андреевича Ивановых (ф. 111)
Александр Андреевич Иванов
Постников С. П. Портрет А. А. Иванова. Около 1873. Выполнен по оригиналу — дагеротипии 1846 года. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Источник фото: Википедия
Архив Александра Андреевича Иванова и его брата — архитектора Сергея Андреевича Иванова
Наибольший интерес представляют записные книжки и тетради Александра Андреевича Иванова
Семейная сцена
Иванов А. А. Записная книжка с рисунками и различными записями. Конец
Шифр: Ф. 111, к. 1, ед. 1, л. 14
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Рисунки представляют собой наброски к известным картинам художника — «Явление Христа народу», «Явление Христа Марии Магдалине», «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», к несостоявшимся замыслам («История Иова», «Сотворение мира»), жанровые сценки, портретные зарисовки и пейзажи, копии со статуй, картин старых мастеров. Два карандашных рисунка из самой ранней тетради художника изображают его семью — отца, мать и сестру — за столом в комнате. На стенах висят картины, среди которых можно узнать работы Александра Иванова.
В записных книжках среди многочисленных рисунков выделяются три акварели. Одна из них — «Вирсавия» (илл.: к. 2, ед. 1, л. 52). Над этим библейским сюжетом работал друг Александра Иванова — художник Василий Алексеевич Серебряков. В одном из писем Александра Андреевича есть упоминание об этом. Тема «Вирсавии» прослеживается и в карандашных рисунках. Из многочисленных пейзажных зарисовок только два рисунка выполнены акварелью — виды городов Италии (илл.: к.2, ед. 2, л. 23, 27).
Работа Иванова над картинами на библейские сюжеты наиболее полно отразилась в одной из его записных книжек
В архиве художника есть комплекс самодельных тетрадей, заполненных выписками из библейских текстов, датированный серединой
Можно отметить шестнадцать отдельных листов с рисунками на различные, не связанные между собой сюжеты. Среди них — лист с двумя набросками акварелью портрета Николая Васильевича Гоголя, соседствующими с карандашными рисунками на библейские темы, на обороте листа — акварель «Крещение Христа» (к. 2, ед. 47), один из оставшихся в архиве библейских эскизов Александра Иванова, переданных после преобразования Московского публичного и Румянцевского музеев
Наиболее объёмную часть архива составляют письма Александра Андреевича Иванова (черновые варианты писем есть и в записных книжках). Более 270 писем адресовано родным — отцу Андрею Ивановичу, брату Сергею, сёстрам Екатерине и Марии. Среди официальных писем можно выделить письма в Академию художеств и в Общество поощрения художников, секретарю Общества Виктору Ивановичу Григоровичу с отчётами о работе над картиной «Явление Христа народу», проектами по улучшению быта художников, просьбами о продлении его пребывания в Риме. Адресатами Александра Иванова были влиятельные покровительницы художников графиня Александра Осиповна Смирнова, урождённая Россет, графиня Софья Петровна Апраксина, Великая княгиня Елена Павловна, промышленник Фёдор Васильевич Чижов, гравер Фёдор Иванович Иордан, художники Фёдор Антонович Моллер, Василий Алексеевич Серебряков, Григорий Игнатьевич Лапченко, Карл Павлович Брюллов, Фёдор Антонович Бруни, Орест Адамович Кипренский, физиолог Илья Михайлович Сеченов, издатель Козьма Терентьевич Солдатенков. 40 писем адресовано писателю Николаю Васильевичу Гоголю.
Корреспондентами Александра Иванова были его родители, брат и сёстры, племянники Екатерина и Александр Сухих, гравёр Фёдор Иордан, художники Фёдор Моллер, Григорий Лапченко, архитекторы Константин Андреевич Тон и Николай Леонтьевич Бенуа, скульптор Николай Александрович Рамазанов. В письмах ярко отражается художественная жизнь России и Западной Европы первой половины XIX века.
Хозяйственные и биографические документы архива связаны с наймом Александром Андреевичем художественных студий в Риме, получением им субсидии от Императора Николая I на окончание картины «Явление Христа народу», с проектами увековечения памяти Александра Иванова, созданием фонда его имени для отправки за границу русских художников.
Вторая часть архивного фонда включает материалы Сергея Андреевича Иванова, архитектора, брата художника, проживавшего в Италии с 1846 года до конца жизни. Это в основном хозяйственные документы, которые касаются распоряжений наследством своим и брата, финансовые документы на домовладение в Риме. Небольшое количество творческих рукописей включает заметки о памятниках архитектуры. Художественная часть архива представлена рисунками Сергея Иванова карандашом и пером на полях его писем. Круг адресатов писем Сергея Андреевича во многом совпадает с окружением брата. Он переписывался с Виктором Григоровичем, Михаилом Петровичем Боткиным, Владимиром Васильевичем Стасовым, Фёдором Иорданом, Фёдором Чижовым, Козьмой Солдатенковым. Среди биографических документов можно выделить Свидетельство о дворянстве от 15 января 1827 года, полученное отцом Александра Иванова от дворянского собрания
Подробнее: Аскарянц А. В., Машковцев Н. Г. Архив А. А. и С. А. Ивановых // Записки отдела рукописей. Вып. 20 / под ред. С. В. Житомирской и И. М. Кудрявцева. М., 1958.
Посмотреть сведения в электронном каталоге РГБ