Обзор деятельности федеральных и центральных региональных библиотек России в условиях пандемии
Обзор подготовлен начальником управления научной и методической деятельности — заведующей центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Ириной Петровной Тикуновой .
«Мы можем работать и в чрезвычайных условиях»
Из выступления
Центральной городской публичной
библиотеки имени
(город
Инфекция от
Анализ информации, размещённой на сайтах федеральных и центральных региональных библиотек, показал, что, прекратив принимать пользователей в своих помещениях, эти библиотеки продолжили обслуживание в дистанционном режиме, через свои официальные сайты, аккаунты социальных сетей, каналы
Следует отметить, что библиотеки начали внедрять разные формы дистанционного обслуживания ещё в конце XX века. Степень цифровизации каждой конкретной библиотеки зависела как от ресурсных возможностей (финансов, подготовленных кадров, технологической и технической базы), так и от уровня
- организация доступа к электронным ресурсам;
- информирование о составе собственных фондов;
- справочное обслуживание;
- социокультурная деятельность;
- методическое обеспечение других библиотек.
Ассортимент электронных ресурсов современной библиотеки достаточно широк. Во всех федеральных и региональных библиотеках имеются электронные каталоги на собственные фонды, центральные библиотеки 44 субъектов России на своих сайтах размещают сводные каталоги, отражающие фонды общедоступных библиотек их территорий. Большинство библиотек создают общедоступные библиографические, реферативные и фактографические базы данных по отдельным темам, персоналиям, отраслям знания.
Все федеральные и региональные библиотеки занимаются оцифровкой собственных фондов, формируя электронные библиотеки или отдельные цифровые коллекции. В период пандемии доступность этих ресурсов определялась библиотеками
Все федеральные и многие региональные библиотеки предлагали своим зарегистрированным читателям доступ к лицензионным информационным ресурсам других агрегаторов и провайдеров, которые на время коронавирусной инфекции открывали свои «информационные закрома», в их числе базы данных «ЛитРес», «Лань», «БиблиоРоссика», EBSCO, ProQuest и другие. Так, перечень открытых информационных ресурсов, предлагаемых РГБ своим читателям, составил более 35 баз данных.
Все без исключения библиотеки предлагали своим пользователям списки, или обзоры легитимных общедоступных и бесплатных
Для расширения круга своих пользователей в период вынужденного закрытия некоторые библиотеки упрощали порядок записи в библиотеку, как, например, Российская государственная библиотека для молодежи, которая предоставляла полный пакет
Чтобы сделать свои книжные богатства более доступными, многие библиотеки, если позволял режим самоизоляции, предлагали своим зарегистрированным пользователям услуги электронной доставки документов, благодаря чему в соответствии с правилами пользования можно было получить электронную копию статьи из сборника или журнала, оглавления или фрагмента из книги.
В библиотечной практике дистанционного обслуживания в условиях пандемии и самоизоляции можно назвать несколько способов раскрытия библиотечных фондов. Самый распространенный способ — создание и размещение на сайтах виртуальных выставок. Среди них встречаются как ресурсы, продлевающие жизнь реальных экспозиций и отражающие их информационный потенциал, так и оригинальные информационные продукты (чаще всего — выставки новых поступлений). Другой способ познакомить пользователей с составом библиотечных фондов, который применяли большинство библиотек, — информирование о новых поступлениях путем информационных рассылок.
Во всех федеральных и в большинстве региональных библиотек работали виртуальные справочные службы, которые по электронной почте, а некоторые даже с помощью чата отвечали на библиографические запросы любого обратившегося за библиографической помощью. Однако количество обрабатываемых запросов за день многие библиотеки вынуждены были сократить.
В дополнение к виртуальной справочной службе «Спроси библиографа» на сайте Российской национальной библиотеки были доступны и другие бесплатные справочные сервисы: служба помощи в поиске по каталогам библиотеки «Не могу найти»; справочная служба
Социокультурная деятельность библиотек в дистанционном режиме была также разнообразна, как и непосредственно в помещениях библиотек. Среди библиотечных мероприятий просветительского и
Кроме видеозаписей мероприятий библиотеки размещали на сайтах другой контент, например, виртуальные или видеоэкскурсии по собственным зданиям и помещениям, викторины, тесты, конкурсы, квесты, мультимедийные ресурсы.
При всём тематическом разнообразии социокультурной деятельности следует отметить главную тему анализируемого периода —
Под флагом юбилея Победы полностью в
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени
Самарская областная детская библиотека одиннадцатый раз подряд выступила организатором Международной акции «Читаем детям о войне», в которой зарегистрировались более 6 000 учреждений из 82 регионов России, а также из Армении, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и США.
Свердловская областная универсальная научная библиотека имени
Челябинская областная универсальная научная библиотека организовала народный волонтёрский проект памяти «Полевая почта — Южный Урал» (письма с фронта
Организуя социокультурную работу в дистанционном формате, многие федеральные и региональные библиотеки уделяли большое внимание образовательным потребностям своих пользователей, особенно детского и юношеского возраста, развитию их читательской и информационной культуры. Так, Российская государственная библиотека для молодежи выступила информационным партнером Всероссийской образовательной акции «Цифровой диктант» (организаторы: РОЦИТ, Microsoft и Общероссийский народный фронт) и координатором её проведения в публичных библиотеках страны с 28 марта по 11 апреля 2020 года. Всего в качестве региональных партнеров акции зарегистрировалось 115 библиотек из 38 регионов страны, в том числе 26 региональных библиотек.
Российская государственная детская библиотека реализовала необычный проект по организации горячей телефонной линии «В сказку — из дома»: за месяц работы поступило 50 тысяч звонков от детей из всех регионов России, в ответ на которые 400 волонтеров прочитали 339 различных произведений из коллекций Национальной электронной детской библиотеки.
Ещё одно направление работы, практикуемое детскими и юношескими библиотеками, было перенесено в дистанционный режим — оказание психологической помощи. На сайте РГДБ размещён целый раздел видеолекций «Советует библиотечный психолог», организован лекторий для подростков «Азбука общения», все занятия которого проводятся в формате группового общения на платформе ZOOM. На сайте Красноярской краевой молодёжной библиотеки можно получить видеоконсультацию специалиста психологической службы, на другой странице «Недостающий пазл» библиотечного сайта можно найти практические советы о том, как в сложных ситуациях, в режиме самоизоляции, раскрыть потенциал для развития и личностного роста.
Несмотря на особый режим функционирования федеральные и региональные библиотеки продолжали выполнять функции методических центров: проводили мониторинги и размещали в Интернете обзоры библиотечной работы, информировали о новых публикациях профессиональной литературы, разрабатывали и размещали на сайтах методические рекомендации, организовывали вебинары, тренинги, конференции и другие профессиональные мероприятия. Так, РГБ предложила библиотечным специалистам
Собранная информация позволяет судить об огромном информационном и культурном потенциале федеральных и региональных библиотек, их важной роли в организации доступа населения к культурным ценностям и традициям, в создании условий для его образования и просвещения, укрепления позитивного социального климата и даже психического здоровья российского общества в чрезвычайных условиях возникшей угрозы.