В новогодние и рождественские дни:
28 декабря все читальные залы и читательские зоны работают по обычному графику.
C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА.


До конца 2024 года закрыт читальный зал отдела редких книг.


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА. Подробнее
Спросите библиотекаря

Обзор деятельности национальных библиотек государств — участников СНГ в период пандемии (по состоянию на 10.06.2021 г.)

С момента объявления ВОЗ пандемии национальные библиотеки стран СНГ прекратили обслуживание читателей в читальных залах и перешли на удалённый режим работы.

Национальная библиотека Азербайджана

Библиотека закрыта с 11 марта 2020 года по настоящий момент. В Азербайджанской национальной библиотеке продолжает свою деятельность в виртуальном режиме Открытая Библиотека — Уголок свободного чтения. Читатели электронной библиотеки активно подключаются к ресурсу, в месяц библиотекари регистрируют по 3000 человек. Также начала свою работу служба доставки книг, которая реализуется по электронной почте. Были подготовлены и аудио версии книг, предоставляются возможности для свободного слушания.

Национальная библиотека Армении

Библиотека была закрыта с 16 марта по 18 августа 2020 года. В условиях пандемии Национальная библиотека Армении работала только в режиме онлайн посредством интернет-связи через систему электронных каталогов. Доступ пользователей и основной массы сотрудников в учреждение был запрещён. С 19 августа библиотека возобновила работу в ограниченном режиме.

Из-за сохраняющейся напряженной эпидемической ситуации в стране библиотеки и музеи работают в соответствии с правилами, представленными ниже:

  1. Организация многолюдных мероприятий проводится онлайн или в открытых местах, в случае острой необходимости деловые встречи проводятся с количеством участников до 10 человек, мероприятия — до 20 человек.
  2. Во время проведения мероприятий и встреч в закрытых и открытых помещениях обеспечивается социальная дистанция в ​​1,5 метра между присутствующими.
  3. По возможности необходимо воздержаться от вызова на работу работников в группе высокого риска развития коронавирусного заболевания в тяжелой форме. Это люди:
    — старше 65 лет,
    — с подавленной иммунной системой,
    — с хроническими болезнями (респираторные заболевания — астма, хроническая болезнь легких, эмфизема или бронхит, хроническая сердечная недостаточность, почечные хронические болезни, хроническая болезнь печени (гепатит), хроническое неврологическое заболевание (болезнь Паркинсона, рассеянный склероз), церебральный паралич),
    — с сахарным диабетом.
  4. В случае привлечения на работу людей из группы риска в течение рабочего дня необходимо обеспечить их необходимым количеством медицинских масок с максимальной защитой.
  5. Библиотека должна предоставлять как минимум недельный запас салфеток, масок, дезинфицирующих средств для рук, а также дистанционный или индивидуальный термометр.
  6. Персоналу предоставляется необходимое количество масок с расчётом их смены каждые 3–4 часа.
  7. Необходимо обеспечить соблюдение правил поведения, норм санитарно-эпидемиологической безопасности, в том числе, путём размещения плакатов на видных местах или другими способами.

Для посетителей библиотеки и их обслуживания введены следующие правила:

  • Для посетителей действует обязательный масочный режим.
  • Осуществляется температурный скрининг для сотрудников и посетителей.
  • Доступ в библиотеку посетителям и сотрудникам с симптомами ОРЗ (лихорадка, кашель, грипп, одышка) запрещен.
  • Рассадка посетителей за столами осуществляется с соблюдением социальной дистанции между ними не менее 1,5 метра.
  • Все рабочие столы обеспечиваются дезинфицирующими средствами.
  • Для возвращенных книг вводится 24-часовой карантин.

Чтобы избежать скопления людей в читальных залах и помещениях для каталогов, литература заказывается и представляется в следующем порядке:

  • заказ литературы на армянском языке, доступной в онлайн картотеке KOHA, осуществляется исключительно онлайн,
  • заказ литературы на иностранном языке — по телефону.

Во избежание скопления посетителей каждому читателю предоставляется 2 часа на работу в читальном зале.

С августа 2020 года Национальная библиотека Армении постепенно переходит к обычному рабочему режиму. В июне 2021 года в библиотеке продолжают применяться меры борьбы с коронавирусной инфекцией, в частности:

  • измерение температуры тела у входа в здание библиотеки и в Музей Книгопечатания автоматическими бесконтактными термометрами;
  • обязательное применение средств индивидуальной защиты посетителями и читателями библиотеки внутри помещения;
  • ношение масок сотрудниками библиотеки, ежедневная санитарная обработка и регулярное проветривание рабочих помещений;
  • читальные залы и конференц-залы заполняются до 50 процентов, культурные события проводятся с соблюдением социальной дистанции. Ряд мероприятий, заседаний и конференций все еще организуется в онлайн режиме;
  • после длительной работы только одного из двух входов в здание библиотеки начал ограниченно работать второй вход (после 17:30).

Национальная библиотека Беларуси


Национальная библиотека Беларуси, Минск

Официально карантин в Белоруссии не был объявлен, однако в целях безопасности Национальная библиотека была закрыта с 7 апреля до 15 июня 2020 года. В этот период работа шла в онлайн-формате. Часть сотрудников работала дистанционно. Работники, выходившие на работу, пользовались масками и перчатками.

Для удобства читателей НБ Беларуси на своём сайте разместила подробную информацию об онлайн услугах, среди которых бесплатные виртуальные справочные службы «Спроси библиотекаря», «КОРУНБ: международная виртуальная справочная служба», «Виртуальный центр правовой информации». Через «Виртуальный центр по деятельности международных организаций» был открыт свободный доступ к интернет-ресурсам международных организаций и их документам.

Читатели также могли пользоваться электронными информационными ресурсами Национальной библиотеки, сводными ресурсами библиотек Беларуси, лицензионными базами данных мировых издательств (Elsevier, Wiley, Cambridge University Press, Oxford University Press и другие), предоставивших бесплатно свои ресурсы на время эпидемии в помощь научной деятельности и дистанционному образованию. На портале НБ Беларуси работал раздел «Ресурсы открытого доступа», включающий около 300 баз данных с научными публикациями по всем областям знаний. Веб-навигатор «Беларусь в информационном пространстве» предоставлял краткую информацию и ссылки на самые авторитетные отечественные информационные ресурсы. Был организован доступ к электронной библиотеке «Grebennikon».

Удалённо были доступны также и платные услуги: служба «Электронная доставка документов», сервисы «Составление списка литературы по теме», «Редактирование библиографического списка к научной работе», «Проверка текстовых документов на наличие заимствований».


Национальная библиотека Беларуси, Минск

В период карантина НБ Беларуси стала участницей проекта «Создавай культуру: библиотечные инновационные услуги», который был инициирован Украинской библиотечной ассоциацией. Партнёры проекта — Публичные библиотеки Орхуса (Дания) и Белорусская библиотечная ассоциация. Основная цель проекта, который продлится с марта по декабрь 2020 года, — научить библиотекарей Украины и Беларуси создавать инновационные библиотечные услуги, развивать культурные и творческие индустрии этих стран с использованием специальной методологии «Дизайн-мышление для библиотек», разработанной публичными библиотеками Орхуса и Чикаго. В рамках проекта представители 32 библиотек Украины и Беларуси пройдут обучение в формате международных тренингов.

Важным событием для белорусских коллег стало включение НБ Беларуси в программу Президентского фонда поддержки культуры и искусства, учреждённого 5 июня главой государства. Средства фонда будут направлены на различные нужды, связанные с сохранением и возвращением культурного наследия страны. Ожидается, что фонд НБ Беларуси пополнит ряд рукописных и печатных книжных памятников, среди которых — одно из прижизненных изданий Мелетия Смотрицкого, рукопись татар Беларуси — хамаил, написанная на белорусско-польском языке арабскими буквами.

Во время ограничительных мер велась социокультурная деятельность, в частности, проводились виртуальные книжные выставки различной направленности: правовой, научно-популярной, социально-познавательной.

С 15 июня 2020 года библиотека возобновила работу системы читальных залов по летнему графику. Обзорная площадка и физкультурно-оздоровительный комплекс работают в обычном режиме. Читателям рекомендовано соблюдать меры личной санитарной безопасности, включая соблюдение социальной дистанции, ношение масок, обработку рук дезинфицирующими средствами.

Национальная библиотека Казахстана (Алматы) и Национальная академическая библиотека Казахстана (Нур-Султан)

Национальная академическая библиотека РК ( Нур-Султан ) была закрыта для читателей с 16 марта 2020 года. За период карантина она предоставляла читателям онлайн доступ к Казахстанской национальной электронной библиотеке — КазНЭБ в режиме 24/7. Мониторинг показал, что порталом пользовались читатели более чем из 100 стран мира; помимо Казахстана портал посетило большое количество пользователей из России, США, Китая, Турции. Кроме того, в соответствии с Законом РК от 10 июня 1996 года «Об авторском праве и смежных правах», НАБ РК осуществляла электронную доставку книг по электронной почте. Виртуальная справочная служба «Вопрос библиотекарю» осуществлял онлайн-справочно-библиографическое обслуживание удалённых пользователей НАБ РК по поиску информации по всем тематическим направлениям. Данные запросы принимались ежедневно и выполнялись в порядке поступления в течение 3–5 дней.

В социальной сети несколько страниц оказывали услуги читателям: Национальная академическая библиотека Республики Казахстан, Сила Книги, Абай в Европе, Национальная электронная библиотека Казахстана, зал Мырзатая Жолдасбекова. В рамках международного проекта «Корпоративная виртуальная справочная служба универсальных научных библиотек», которая представляет собой распределённую онлайновую справочную службу, библиотека выполняла разовые запросы удалённых пользователей, связанные с поиском библиографической, фактографической и полнотекстовой информации по всему спектру тематических направлений. Срок выполнения запроса составлял 3 рабочих дня.

Национальная библиотека Республики Казахстан (Алматы) закрылась 16 марта. С 15 апреля библиотекой был открыт доступ к 17 базам данных компании EBSCO во всех научных учреждениях Казахстана, которые подготовили обучающие вебинары в разные дни и в разное время для удобства пользователей. Темы вебинаров затрагивали широкий спектр вопросов по самообучению и научно-исследовательской деятельности. К услугам пользователей предлагались электронная библиотека «Современная литература Казахстана», электронная библиотека нефти и газа, электронный фонд рукописей и редких книг, электронная библиотека «Мир Мухтара Ауэзова», электронные коллекции, электронная библиотека Российско-Казахстанского мегапроекта «Встречи на границах».

С 1 сентября 2020 года Национальные библиотеки Казахстана открыли свои двери для читателей. В соответствии с Требованиями к работе государственных библиотек (Глава 7 Приложения 9 к Постановлению Главного государственного санитарного врача РК № 43 от 26 июня 2020 года) сотрудниками национальных библиотек были разработаны временные правила для читателей, отраженные в памятках: обязательный масочный режим, ношение перчаток, обработка рук, соблюдение социальной дистанции не менее 2 метров. Столы расставили согласно правилам — на расстоянии 2 метров, стулья — на расстоянии 60 см. Была введена норма одновременного пребывания пользователей в читальных залах до 50% проектной мощности (не более 250 человек в день). Перед открытием библиотек проводилась генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств (в том числе уборка и обработка дезинфицирующими средствами поверхностей мебели, стен и других предметов). На входе стал обязательным контроль температуры тела работников и посетителей. Персонал библиотек обеспечивался средствами защиты (маски, перчатки, защитные экраны), работа персонала без средств защиты не допускалась. Производилось проветривание рабочих мест и помещений для посетителей каждые 2 часа. Были установлены санитайзеры с кожным антисептиком у входа, в холлах читальных залов, коридорах через каждые 50–100 метров, у входа в лифты, в санитарные узлы.

Национальная академическая библиотека РК (г. Нур-Султан ) ввела график приема читателей ежедневно с 10:00 до 18:00. Последняя пятница каждого месяца — санитарный день. Суббота и воскресенье — выходные дни. Согласно Временным правилам пользования на период карантина, утвержденным Руководителем НАБ РК У. Д. Муналбаевой , временно не разрешалась деятельность, требующая длительного пребывания в библиотеке как в досуговых, так и в рабочих целях. Предварительная запись не требовалась, но библиотека оставила за собой право ее ввести в случае, если количество пользователей будет превышать установленные Главным государственным санитарным врачом нормы, и ограничить вход посетителей до появления свободных мест. Пользователь получил возможность заранее пройти онлайн-регистрацию , сделать заказ на нужную литературу, получив регистрационный номер, номер зала и рабочего места. Библиотека оставила за собой право прекратить обслуживание читателей, у которых в помещениях библиотеки проявляются признаки ОРВИ. В связи с дистанционным обучением, учащиеся школ и колледжей в библиотеку временно не допускались. Совершеннолетние читатели старше 18 лет получили право пользоваться изданиями из основного книгохранилища, периодическими и электронными изданиями, ресурсами и сервисами интернета, лицензионными базами данных и электронными версиями изданий, доступ к которым организован с библиотечных компьютеров, а также электронными ресурсами собственной генерации. Абонемент художественной литературы принимал одновременно не более 2-х пользователей. Для получения книги в Абонементе художественной литературы и Абонементе детской библиотеки читателю необходимо было заранее сделать онлайн-заказ на сайте библиотеки с помощью электронного каталога. Обслуживание посетителей читальных залов происходило по следующему алгоритму:

  • вход с парадного подъезда с предъявлением читательского билета и соблюдением всех предписанных санитарных мер;
  • в зале ожидания пребывание не более 10 человек;
  • при входе читатель знакомится с правилами нахождения и маршрутом движения по библиотеке, которые отражены на информационных стендах;
  • в холле зала ожидания находится световое табло, на котором высвечивается ФИО посетителя, номер зала и номер рабочего места, где находится заказанная литература;
  • получив данные сведения, посетитель направляется в указанное место для работы.

В киоске для регистрации можно было приобрести маску, если она отсутствует у посетителя.

Национальная библиотека РК (г. Алматы) ввела режим посещений для читателей с 9 до 19 часов без перерыва, кроме выходных и праздничных дней. Вход в библиотеку и выход из нее — раздельные, так же, как и в читальные залы. Книги, сданные читателями, отправлялись на 3 дня на карантин и обработку перед возвращением в фонд. Мероприятия проводились численным составом не более 10–15 человек с соблюдением социальной дистанции.

В 2021 году в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации произошли изменения в работе Национальной библиотеки Казахстана. Она временно закрылась для читателей с 25 марта согласно постановлениям Главного государственного санитарного врача города Алматы, направленным на усиление мер по ограничению распространения коронавирусной инфекции в городе. В связи с этим 80% сотрудников библиотеки на период действия постановлений были переведены на удаленную работу, остальная часть — на своих местах с полным рабочим днем с соблюдением всех санитарно-профилактических мер. Выставки, встречи, профессиональные мероприятия были переведены в онлайн-формат , пользователям предложена электронная доставка документов.

С 26 апреля НБ РК вновь вернулась к очному обслуживанию пользователей в будние дни с 9 до 19 часов без перерыва. В субботу, воскресенье, а также в праздничные дни библиотека закрыта.

Национальная академическая библиотека Республики Казахстан в г. Нур-Султан в соответствии с эпидемиологической обстановкой в городе закрылась на 1 день — 12 апреля 2021 года, для проведения профилактических мероприятий против COVID-19 . После их проведения в будние дни НАБ РК обслуживала своих читателей с 10 до 18 часов, выходные дни — суббота и воскресенье, последняя пятница каждого месяца — день чистоты. Услуги предоставлялись в соответствии с временными правилами пользования Национальной академической библиотекой Республики Казахстан в городе Нур-Султан в период карантина. Пользователям рекомендовали сделать предварительный заказ книг через электронный каталог перед тем, как прийти в библиотеку.

В начале лета, с 3 по 11 июня 2021 года, в соответствии с Постановлением о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 02 июня 2021 года № 04–600 РГУ «Управления санитарно-эпидемиологического контроля Есильского района города Нур-Султан МЗ РК» НАБ РК перешла на виртуальный режим обслуживания читателей. Библиотека предлагала на этот период следующие онлайн услуги:

  • Казахстанская Национальная электронная библиотека в режиме 24/7 www.kazneb.kz ;
  • В соответствии с Законом РК «Об авторском праве и смежных правах» электронная доставка документов через электронную почту edd_nabrk@mail.ru ;
  • Виртуальная справочная служба «Вопрос библиотекарю» на сайте www.nabrk.kz ;
  • На странице проведение просветительско-культурных мероприятий;
  • Присвоение УДК новым изданиям по электронным адресам: mursalimova.a@mail.ru (на казахском языке), burma7474@mail.ru (на русском языке).

Национальная библиотека Кыргызской Республики имени А. Осмонова


Национальная библиотека Кыргызской Республики имени А. Осмонова, Бишкек

Национальная библиотека КР имени А. Осмонова с 17 марта по 25 мая, а также с 5 июня по 9 сентября 2020 года работала в онлайн-режиме . С 26 мая по 5 июня 2020 года временно была открыта для читателей. В этот период посетителей было не много, заблаговременного бронирования мест в читальных залах не требовалось. Был введён обязательный режим индивидуальной защиты (маски, перчатки) для сотрудников и читателей, на входе разместили антисептики. Выход сотрудников на работу происходил постепенно в течение мая, отделы работали по очереди с ограниченным числом сотрудников на рабочих местах. 26 мая 2020 года был разработан график поочередной работы специалистов (заведующий отделом + один сотрудник) для обеспечения ежедневного обслуживания читателей. Возвращенные книги отправлялись на карантин. С 5 июня 2020 года по приказу Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики Национальная библиотека снова перешла на дистанционное обслуживание читателей.

Активность библиотеки не снизилась в интернет и медиа пространстве, что позволило достаточно безболезненно менять режимы обслуживания пользователей. За время карантина было проведено множество интересных онлайн-мероприятий , среди них: международная конференция «Ценность литературного и духовного наследия великого Абая Кунанбаева», посвящённая 175-летию основоположника казахской письменной литературы и первого её классика; виртуальный конкурс, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов; виртуальный конкурс, посвящённый Алыкулу Осмонову, акция «Письма с фронта» и другие.

За время карантина читатели библиотеки разместили огромное количество благодарностей в адрес библиотекарей за то, что сохраняют национальную память, за интересные творческие проекты, за работу даже в сложный период действия ограничительных мер.

С конца августа, в связи с улучшением эпидемиологической ситуации в стране, сотрудники Национальной библиотеки КР начали выходить на работу в очном режиме. Однако для читателей НБ КР открыла свои двери во второй раз с момента объявления пандемии лишь 10 сентября 2020 года.

Как сообщает агентство Sputnik , ссылаясь на пресс-службу Министерства культуры, информации и туризма, в Кыргызстане 14 сентября 2020 года возобновилась работа остальных библиотек и музеев. Алгоритм работы продумало Министерство здравоохранения. Алгоритм представляет собой рекомендации по предупреждению распространения коронавируса. Он разработан в целях организации профилактических мер в ходе основной деятельности музеев и библиотек, говорится в релизе .

В музеях и библиотеках должны быть установлены «входные фильтры», контролёры должны обеспечить соблюдение дистанции. Новые правила подразумевают измерение температуры у работников, ответственные лица обязаны заносить сведения о температуре тела и состоянии здоровья каждого сотрудника в специальный журнал; в случае выявления сотрудника с повышенной температурой тела (выше 37°С) и/или с признаками острых респираторных заболеваний незамедлительно его изолировать до прибытия мобильной бригады, вызванной сотрудниками, осуществляющими контроль; все сотрудники учреждений обеспечиваются запасом средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовые маски, щитки, респираторы) и перчаток, а также антисептиками для обработки рук. При этом должна соблюдаться смена масок (щитков) и перчаток не реже 1 раза в 3 часа. На входе в здание должен быть расстелен коврик, пропитанный дезраствором. В учреждениях также должны быть размещены дозаторы с антисептиком и рециркуляторы воздуха там, где невозможно обеспечить регулярное проветривание. Сданные книги будут проходить 72-часовой карантин, запрещены массовые мероприятия.

В НБ КР место для обсервации книг выделено в каждом отделе. Алгоритм действий при работе библиотек Кыргызской Республики требует ограничить контакты между персоналом разных подразделений, не связанных общими задачами и производственными процессами; ограничить обслуживание посетителей библиотек только выдачей и приёмом литературы. Поиск и выдачу книг и других бумажных носителей производить только библиотекарям; в отделах библиотек обслуживать одновременно не более 4 человек, на обслуживание каждого посетителя отводится не более 15 минут, сотрудники принимают пищу в специально выделенном помещении с учётом соблюдения дистанции не менее 1,5 метров.

С 13 по 23 мая 2021 года в связи с ухудшившейся эпидемиологической ситуацией в ряде регионов страны, в том числе в Бишкеке, НБ КР вынуждена была временно перейти на удаленную работу.

Национальная библиотека Республики Молдова

Библиотека была закрыта с 16 марта 2020 года. Для предотвращения эпидемии и заражения COVID-19 на время действия режима чрезвычайного положения в стране Национальная библиотека Республики Молдова утвердила специальный режим работы. До 18 мая доступ пользователей и основной массы сотрудников в учреждение был запрещён.

Чтобы удовлетворить потребности пользователей, на это время в виртуальном пространстве были открыты интернет-услуги , доступные с сайта www.bnrm.md: онлайн-каталог БНРМ, Сибимол Каталог, Молдавская национальная цифровая библиотека, Портал Про Европа, Национальное тематическое хранилище MoldLis, Статистический отчет 6С, отчёт ОРТ, Ресурсный Центр, публикации БНРМ, доступ к базе данных.

С сотрудниками Национальной библиотеки в этот период можно было связаться через службу Ask@librarian или по телефону для исследования, получения информации и проверки библиографических ресурсов.


Национальная библиотека Молдовы, Кишинёв

С 20 мая 2020 года Национальная библиотека Республики Молдова открыла свои двери для читателей, соблюдая все необходимые меры предосторожности (обязательный масочный режим, дезинфекция рук, соблюдение социальной дистанции, температурный скрининг для сотрудников и посетителей, ограничение часов обслуживания читателей, выдача литературы на дом для учебных и научных целей через межбиблиотечный абонемент и др.).

В апреле и мае 2021 года в связи с ростом случаев заражения коронавирусной инфекцией в Молдове был введён особый режим, однако Национальная библиотека ни на один день не прекращала обслуживание читателей.

В настоящее время библиотека постепенно возвращается к обычному ритму работы. Пока осуществляется пятидневное обслуживание читателей в одну смену и сохраняется ряд ограничений, связанных с проведением социально-культурных и образовательных мероприятий, которые зачастую проводятся онлайн.

Национальная библиотека Таджикистана


Национальная библиотека Таджикистана

Библиотека на карантин не закрывалась. Тем не менее, отмечается сокращение числа посетителей. Продолжают пользоваться услугами библиотеки в основном постоянные читатели. Сотрудники и читатели применяют средства личной защиты (перчатки, маски), регулярно производится санитарная обработка помещений. Массовые мероприятия не проводятся.

Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои

Библиотека закрылась 20 марта 2020 года. Сотрудниками был оперативно организован доступ к ресурсам издательства Springer Nature. Издательство открыло Программу глобальной поддержки обучения и преподавания в университетах для преподавателей и студентов. В свободном доступе на link.springer.com находилось более 500 учебников по разным дисциплинам. Не было никакого лимита по количеству открытых ресурсов и одновременному заходу пользователей на сайт. Также был подключён удалённый доступ через систему Национальной библиотеки Узбекистана с помощью логинов и паролей к Электронной библиотеке Grebennikon в режиме чтения и просмотра, без возможности скачивания, распечатки.


Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои. Фото: сайт библиотеки

Работали следующие интерактивные сервисы:

  • Видеоурок: «Поиск книги по электронному каталогу»
  • Видеоурок: «Регистрация онлайн»
  • Видеоурок: «Springer Nature»
  • Присвоение изданиям международных стандартных номеров (ISBN&ISSN)
  • Присвоение классификационных индексов изданиям (УДК, ББК)
  • Заказ электронных изданий
  • Поиск по научным работам
  • Поиск рукописных и редких изданий
  • Оцифрованный карточный каталог

Некоторые издатели на длительный период предложили бесплатный онлайновый доступ по запросу к учебникам высшего образования и соответствующим научным разработкам в связи с переводом многих учебных заведений на дистанционное обучение.

В связи с ослаблением карантинных ограничений специалисты библиотеки с 17 августа 2020 года были переведены на очный режим работы. Традиционное обслуживание читателей, то есть приём читателей, в Национальной библиотеке планировалось к запуску поэтапно.

С 7 сентября 2020 года Национальная библиотека Узбекистана начала постепенное возобновление обслуживания читателей в строгом соответствии с установленными ограничениями, необходимыми для обеспечения норм социального дистанционирования и соблюдения санитарно-гигиенических мер. Ношение масок, перчаток, наличие средств для обработки рук, а также соблюдение социальной дистанции стало обязательным. Открылись для читателей следующие читальные залы, расположенные на 4-м этаже библиотеки:

  • Диссертационный зал «Илм» — для магистров, исследователей, кандидатов наук, докторов наук, профессоров и учёных — на 15 читателей;
  • Зал редких изданий «Нодир» — для исследователей — на 10 читателей;
  • Зал иностранной литературы «Жахон» — для всех изучающих иностранные языки — на 25 читателей.
  • Был установлен график работы библиотеки с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00.

Пользователи, желающие посетить Библиотеку, должны были позвонить по специально выделенному номеру телефона и заранее забронировать место в читальном зале.

Ежегодного в начале нового учебного года в Национальной библиотеке проходила традиционная неделя открытых дверей. В условиях пандемии коронавируса это стало невозможным, но, продолжая эту традицию, Национальная библиотека и все информационно-библиотечные центры республики с 7 по 11 сентября провели Неделю «Книги и чтения», мероприятия в рамках которой прошли в режиме онлайн. Помимо этого, Национальная библиотека успешно проводила социокультурные мероприятия в онлайн-формате .

С 16 ноября 2020 года НБ Узбекистана расширила для читателей доступ в библиотеку при строгом соблюдении санитарно-гигиенических норм. Заработали все читальные залы, предварительная запись была отменена.

В целях предотвращения риска распространения коронавирусной инфекции количество мест в читальных залах осталось ограниченным. О наличии свободных мест читателям необходимо было уточнять в CALL-центре библиотеки. Если количество посетителей превышало 50% от общей вместимости залов, библиотека была вправе приостановить допуск читателей до появления свободных мест. Время посещения библиотеки также было ограничено.

График работы изменился: с понедельника по пятницу включительно с 9:00 до 18:00.

Онлайн обслуживание пользователей осуществлялось в полном объеме.

С начала 2021 года, в связи со стабилизацией эпидемиологической ситуации в Узбекистане, ограничения по посещению Национальной библиотеки были слегка ослаблены, постепенно возобновились встречи, оффлайн-выставки , социокультурные мероприятия с личным присутствием гостей, читателей, сотрудников. Посещение читальных залов возобновилось в свободном режиме, без бронирования. 5 апреля стартовала «Неделя чтения — 2021», сочетавшая в себе очный и заочный форматы мероприятий, запустился сервис «Библиобус» — мобильная библиотека, курсирующая по Ташкенту, заработали мастер-классы и квесты для детей и юношества. Библиотека открыла свои двери для экскурсий.

Тем не менее, дистанционное обслуживание продолжилось. За март 2021 г. анализ статистики НБ Узбекистана показал успешность комбинированной работы: всего за месяц услугами библиотеки воспользовались 265 402 человека, в том числе количество обращений с новых ID-адресов — 3268, количество посещений — 42 453. Книговыдача составила 256 631 экземпляр, онлайн регистрацией воспользовались 946 пользователей. Было проведено 8 экскурсий для 189 участников. Веб-портал посетили 16 091 человек, зарегистрировано 113 369 просмотров.

В связи с ростом заболеваемости COVID-19 и выявлением южноафриканского штамма коронавируса решением специальной комиссии Республики Узбекистан с 18 апреля текущего года усилился контроль за выполнением требований по предупреждению распространения заболевания по всей республике. С 20 апреля 2021 года Национальная библиотека Узбекистана продолжила оказывать услуги читателям традиционным способом, однако меры карантина были ужесточены.

Режим работы по обслуживанию пользователей библиотеки в возрасте до 65 лет: c понедельника по воскресенье с 09:00 до 14:00 и с 15:00 до 20:00 (в две смены). Количество мест в читальных залах снова сокращено до 50%, а соблюдение правил карантина читателями взято под строгий контроль.

Пользователи, желающие посетить библиотеку, должны заранее предупредить о посещении библиотеки, написав имя, фамилию, читальный зал и время посещения через портал или позвонив по телефону.

Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского


Национальная библиотека Украины, Киев

Библиотека закрылась для очного обслуживания читателей 17 марта и весь год оставалась в режиме работы онлайн. Для удобства пользователей библиотекой был обеспечен доступ к научным и образовательным ресурсам Oxford University Press, Project MUSE (ведущий поставщик цифровых гуманитарных и обществоведческих материалов для научного сообщества), на платформе EBSCO создан информационный портал, объединяющий обновлённые сведения из авторитетных источников для предоставления информации в реальном времени обо всех аспектах пандемии COVID-19 для медицинских работников и исследователей. Среди издателей, которые в этот период решили сделать доступ в Project MUSE бесплатным, такие известные, как Johns Hopkins University Press (все книги и журналы), State University Ohio Press (все книги и журналы), University of Nebraska Press (все книги и журналы), Университет Северной Каролины Пресса (все книги), Temple University Press (все книги) и University Vanderbilt University Press (избранные книги). Также был предложен новый сервис научных метаданных ORCID и DOI на портале НБУВ.

В первой половине 2021 года Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского оставалась закрытой для посещения читателей, но библиотечные подразделения продолжали ежедневную работу. Пополнялись и систематизировались фонды, осуществлялась каталогизация, создавались электронные каталоги, базы данных и ресурсы, которые размещались на сайте НБУВ и доступны для пользователей. Продолжалась переписка с читателями для выполнения их заказов, осуществлялись консультации и подготовка справок по запросам. Для расширения услуг на период карантина была внедрена выдача книг и научных работ на руки по заказам пользователей через отдел межбиблиотечного абонемента. Кроме того, библиотекой было организовано обслуживание всех читателей, желающих заказать электронные копии книг и статей.

Библиотека проанализировала свою интернет-статистику за 2020 год. По данным программы анализа log-файлов веб-серверов WebLogExpert сеансов на портале НБУВ состоялось 33 миллиона, обращений к веб-материалам — 951 миллион, просмотров веб-страниц — 23,8 миллиона, загрузок полнотекстовых ресурсов — 394 миллиона. Количество удалённых пользователей с уникальными ip-адресами составило 4,5 миллиона. Общее среднесуточное количество сеансов обращения к ресурсам веб-портала НБУВ (в том числе вместе с загрузкой полных текстов) составило 90 000, использованы 1,1 миллиона полных текстов. Таким образом, количество ежедневных сеансов работы возросло на 30%, по количеству обращений к информационным ресурсам портала НБУВ их популярность возросла на 50%, количество загруженных файлов в 2020 году выросла на 80% по сравнению с 2019 годом.

С 1 июня Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского открыла свои двери для читателей. Обслуживание посетителей и пользователей происходит в строгом соответствии с утвержденными дирекцией библиотеки Временными правилами пользования Национальной библиотекой Украины имени В. И. Вернадского на период действия карантина в связи с распространением коронавирусной болезни. С этими правилами можно ознакомиться на сайте и в помещениях библиотеки. Речь идет прежде всего об обязательном использовании средств индивидуальной защиты, соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил поведения в читальных залах и особенностях пользования фондами библиотеки.

Национальная библиотека имени Ярослава Мудрого (Киев)

Библиотека закрылась 17 марта 2020 года. На период карантина НБУ имени Ярослава Мудрого предлагала воспользоваться своими информационными ресурсами онлайн: электронным каталогом, базами данных, электронной библиотекой «Культура Украины», виртуальной справкой и выставками новых поступлений документов.


Национальная библиотека имени Ярослава Мудрого (Киев)

С 1 июля 2020 года библиотека восстановила обслуживание пользователей, которое осуществлялось по летнему графику: понедельник — пятница с 12:00 до 20:00, суббота — воскресенье с 10:00 до 18:00. По указанному графику были доступны запись пользователей, оформление читательских билетов, обслуживание в залах каталогов, обслуживание в читальных залах, обслуживание пользователей абонемента.

Обслуживание абонентов МБА производилось только по будним дням. Каждая четвертая пятница месяца — санитарный день, в который пользователи не обслуживались.

С целью реализации противоэпидемических мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции ( COVID-19 ), лица без средств индивидуальной защиты (респиратора или защитной маски) в помещения библиотеки не допускались. Были установлены перерывы для проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий: понедельник — пятница с 15:00 до 15:30 и с 18:30 до 19:00, суббота — воскресенье с 13:00 до 13:30 и с 16:30 до 17:00.

НБУ имени Ярослава Мудрого открыла двери для читателей в соответствии с Постановлением Правительства Украины от 20 мая 2020 года № 392, в котором с 10 июня 2020 года в регионах, в которых осуществляется ослабление противоэпидемических мероприятий, разрешено восстановить деятельность учреждений культуры, в частности с приёмом посетителей, по решению собственника (органа управления/администрации).

При обслуживании читателей библиотеки Украины руководствовались Постановлением Министерства здравоохранения Украины № 16 от 09.05.2020 «Об утверждении Временных рекомендаций по организации противоэпидемических мероприятий при осуществлении разрешённых видов деятельности, которые предусматривают приём посетителей в офисных помещениях на период карантина в связи с распространением коронавирусной болезни ( COVID-19 )» и Рекомендациями относительно первого этапа выхода из карантина. Исходя из этих документов, библиотеки были обязаны обеспечить:

  • Температурный скрининг для сотрудников и посетителей
  • Нахождение сотрудников и посетителей в помещении только в респираторе или маске
  • Наличие при входе дезинфектора для рук
  • Ограничение количества посетителей из расчёта один человек на пять квадратных метров
  • Наличие мыла и антисептиков в санузлах
  • Разметку для соблюдения дистанции полтора метра
  • Обслуживание по предварительной записи
  • Влажную уборку с моющими и дезинфицирующими средствами каждые два часа и в конце рабочего дня
  • Проветривание каждые два часа
  • Надлежащий сбор и утилизацию использованных гигиенических средств
  • Временное отстранение от работы в помещении библиотеки лиц старше 60 лет и лиц с хроническими заболеваниями


Национальная библиотека имени Ярослава Мудрого (Киев)

Опираясь на международный опыт и практику зарубежных стран, Украинская библиотечная ассоциация определила основные шаги для уменьшения рисков при открытии библиотек после карантина:

  1. поэтапное обновление предоставления библиотечных услуг;
  2. ограничение количества людей, которые могут находиться в библиотеке одновременно, и сокращение времени их пребывания;
  3. установление определённого времени для обслуживания уязвимых групп населения, например, читателей пожилого возраста;
  4. организация предоставления услуг за пределами здания, где это возможно;
  5. не возобновлять работу библиотек, если условия их зданий не позволяют обеспечить необходимое дистанцирование, до тех пор, пока общий уровень риска не станет минимальным;
  6. реорганизация библиотечного пространства, перестановка мебели для обеспечения безопасного дистанцирования посетителей от библиотекарей;
  7. поощрение людей пользоваться онлайн-сервисами ;
  8. ограничение времени пользования компьютерами и другой техникой в помещении библиотеки;
  9. установка защитных барьеров между библиотекарем и пользователями;
  10. закрытие библиотеки в течение дня на короткие промежутки времени в соответствии с графиком уборки, особенно поверхностей, которых регулярно касаются;
  11. разработка алгоритма действий в ситуации, когда кто-либо из персонала или посетителей имеет симптомы заболевания (например, выделение комнаты для изоляции, наличие соответствующих номеров телефонов и так далее);
  12. организация чёткой коммуникации с посетителями, наличие временных правил обслуживания — на веб-ресурсах и в помещении библиотеки;
  13. обеспечение безопасных условий для работы персонала, организация посменной работы или неполного рабочего дня, создание постоянных смен с целью минимизации контактов между сотрудниками;
  14. поощрение дистанционной (надомной) работы сотрудников, чьи рабочие процессы и цели это позволяют;
  15. введение 24-часового ( 72-часового ) карантина для возвращённых книг;
  16. введение обслуживания по предварительной заявке;
  17. разработка алгоритма работы на случай подтверждённого случая COVID-19 среди работников библиотеки, поскольку это скорее всего повлечёт дальнейшее ограничение обслуживания.

Национальная библиотека Украины имени Ярослава Мудрого вновь приостановила обслуживание пользователей и проведение социокультурных мероприятий с 5 апреля по 6 мая 2021 года в соответствии с протоколом № 29 от 01.04.2021 заседания Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации). Связано такое решение было с неблагоприятной обстановкой с распространением коронавирусной инфекции в городе. Обязательным условием допуска читателей в помещения библиотеки после открытия является наличие индивидуальных средств защиты.

С 1 июня по 31 августа 2021 Национальная библиотека Украины имени Ярослава Мудрого будет осуществлять обслуживание пользователей по летнему графику, который размещен на сайте библиотеки.


Подготовлено сектором СНГ Международного отдела РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться