12 мая состоится концерт «Альт: от барокко до наших дней». В исполнении и с комментариями Сергея Тищенко, солиста оркестра Pratum Integrum, прозвучат произведения европейских композиторов
XVII—XX веков
.
Солист оркестра исторических инструментов Pratum Integrum
Сергей Тищенко
.
Фото: Валентин Оверченко, Музеи Московского Кремля
На концерте слушатели узнают, чем отличаются современные струнные смычковые от старинных, как происходила их эволюция, почему в эпоху барокко альт не получил собственного сольного репертуара и как воспринимается этот инструмент сегодня. Солист оркестра Pratum Integrum Сергей Тищенко расскажет историю своего инструмента — подлинного альта конца XVII века. Он сыграет пьесы, которые проведут аудиторию сквозь эпохи: от барокко через романтизм к XX столетию. Партию клавесина исполнит Николай Мартынов, партию фортепиано — лауреат международных конкурсов Андрей Аверьянов.
В программе концерта — «Пассакалия» Генриха Игнаца Франца фон Бибера
(1644—1704)
, одного из своеобразнейших виртуозов-скрипачей и композиторов австрийской школы XVII века. Наиболее известен его цикл «Святой Розарий», состоящий из 15-ти небольших скрипичных сонат и пассакалии для скрипки соло «Ангел-хранитель», которая в концерте прозвучит в переложении для альта. Также в транскрипции для альта будет исполнена соната для виолы да гамба и клавира Иоганна Себастьяна Баха
(1685—1750) —
классика эпохи барокко, огромное наследие которого стало золотым фондом мировой культуры. В завершение вечера гости услышат «Сказочные картины» Роберта Шумана (1810—1856) — одного из величайших композиторов эпохи романтизма. Сказочные мотивы играли особую роль в искусстве немецких романтиков. Шумана завораживала красота немецких народных сказок с их мотивами рыцарского Средневековья и патриархальной старины.
Оркестр Pratum Integrum. Фотография предоставлена оркестром
В завершение концерта прозвучат два сочинения интереснейших авторов XX века — Джордже Энеску
(1881—1955)
и Дариуса Мийо
(1892—1974)
, демонстрирующие выразительные возможности альта, которые удалось раскрыть в эпоху модерна.
Программа
I отделение
-
Генрих Игнац Франц фон Бибер. Пассакалия соль минор для скрипки соло. Переложение для альта
-
Иоганн Себастьян Бах. Соната для виола да гамбы basso continuo соль мажор, BWV 1027. Транскрипция для альта. Adagio — Allegro ma non tanto — Andante — Allegro moderato
II отделение
-
Роберт Шуман. Сказочные картины для альта и фортепиано, op. 113
-
Джордже Энеску. Концертная пьеса для альта и фортепиано
-
Дариус Мийо. «Четыре портрета» для альта и фортепиано
Справка
Pratum Integrum
— оркестр, играющий музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Название оркестра в переводе с латыни означает «некошеный луг»: имеется в виду обширный репертуар
XVII—XIX веков,
в котором до сих пор ещё много неизвестных, но редких по красоте сочинений. Оркестр был основан в Москве в 2003 году и вскоре завоевал репутацию необычного, яркого и высокопрофессионального коллектива. Он гастролирует за рубежом и с большим успехом участвует в крупных международных фестивалях. Дискография оркестра насчитывает более 15 альбомов.