Вспоминая Александра Трифоновича Твардовского
Экскурсоводы Ленинки рассказывают
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . К 110-летию со дня рождения Александра Твардовского мы предлагаем рассказ главного библиотекаря Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлии Алиевой.
21 июня 1910 года родился Александр Трифонович Твардовский — поэт и писатель, главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954, 1958—1970), журналист, лауреат Сталинской премии СССР (1941, 1946, 1947), лауреат Ленинской премии (1971), лауреат Государственной премии (1971).
В личности Твардовского переплелись крепкие крестьянские корни — сын хуторянина с красотой деревенского гармониста — и врождённая интеллигентность, поразительное эстетическое чутьё, позволившие ему дважды занимать должность главного редактора литературного журнала «Новый мир».
Свой творческий путь Твардовский начал в 15 лет. Одной из главных тем творчества поэта станет тема войны. В 1939 году, с началом финской кампании (1939—1940), Александр Трифонович служил спецкорреспондентом военной газеты «На страже Родины», где коллективом сотрудников редакции было решено создать серию смешных лубочных рисунков о фантастических похождениях смекалистого и хитроумного бойца Васи Тёркина с неизменным названием сюжета: «Как Вася Тёркин…» .
Интересно, что персонаж Василий Тёркин дебютировал ранее на литературном поприще в 1892 году как «коммерсант» в одноимённом романе Петра Боборыкина. Боборыкину приписывают популяризацию слова «интеллигент» . Твардовский о существовании тёзки у своего бравого героя-фронтовика узнал значительно позднее .
Путь «Василия Тёркина» в моноавторстве Твардовского ознаменовался публикацией «Ответ читателям „Василия Тёркина“». Позже Твардовский признавался — ответ вышел длинноватым, виной всему — дрянное настроение.
«Василий Тёркин» создавался в течение всей Великой Отечественной войны. Первые стихотворные главы были опубликованы в газете Западного фронта «Красноармейская правда» 4 сентября 1942 года, в дни, когда фашисты подошли к Сталинграду.
Василий Тёркин вошёл в солдатский быт как боевой друг. По радио поэму читал «голос эпохи» — Юрий Борисович Левитан. Орест Верейский, художник и друг Твардовского, создал к «Василию Тёркину» иллюстрации.
По воспоминаниям Ореста Верейского, портрет Тёркина дался ему нелегко. Твардовский отвергал наброски один за другим. Найти нужный образ бойца художнику помог случай. В редакции газеты «Красноармейская правда» появился молодой поэт Василий Глотов. Угадав в нём будущего Тёркина, Верейский бросился со своим открытием к Твардовскому и услышал долгожданное «Да!». В дальнейших публикациях Твардовский не позволял править эталонный образ Тёркина: менялась техника исполнения, но портретное сходство полюбившегося героя оставалось неизменным.
В 1943 году, пережив тяжёлый творческий кризис, Твардовский продолжает работу над поэмой. По воспоминаниям супруги, Марии Илларионовны Твардовской (Гореловой), в этом же году редакция «Красноармейской правды» стояла в посёлке Колодне, с которой у поэта была связана личная драма. Твардовский не опубликовал в поэме написанный фрагмент «... О какой-нибудь Колодне, / Нынче спаленной дотла...». Мелькнувшая тень из прошлого — смерть племянника жены, любимого маленького Саши, названого сынка, не позволила открыться, впустить в сокровенное... Слишком личной была боль, слишком глубокой.
Поэма «Тёркин на том свете» была написана Твардовским через год после смерти Сталина. Поэма распространялась через самиздат: перепечатывалась на пишущей машинке или переписывалась от руки, что вызвало неудовольствие высшего партийного руководства и поспособствовало увольнению Твардовского с должности главного редактора журнала «Новый мир».
Константин Симонов вспоминал , что был против публикации поэмы, не почувствовал её. «Мне уже трудно понять сейчас, издали, почему так это вышло, но первые главы новой книги Твардовского не взяли меня в плен, так, как это было когда-то с первыми главами „Тёркина“... С какой-то странной для меня сейчас слепотой я не почувствовал тогда всей жизненной значительности того разговора на литературные темы, который развёртывался с читателем по ходу поэмы».
В 1958 году Твардовский вновь был назначен главным редактором «Нового мира», однако опубликовать «Тёркина на том свете» в руководимом журнале ему не удалось.
Летом 1963 года в Ленинграде состоялась сессия Европейского сообщества писателей, на которой Твардовский был избран вице-президентом. После её окончания, избранный круг зарубежных и отечественных гостей был приглашён в Пицунду на встречу с Хрущёвым, куда поэт предусмотрительно захватил с собой поэму. После пышного застолья, будучи в хорошем расположении духа, Хрущёв предложил Твардовскому прочитать поэму всем присутствующим. Хрущёву поэма понравилась, он много смеялся и обмолвился, что напечатать её в «Известиях» — можно.
Утром следующего дня поэма была напечатана, после опубликована в журнале «Новый мир», успела дважды выйти в собраниях сочинений Твардовского, после чего опять попала под запрет. Лишь в 90-е годы, в эпоху перестройки, опалу сняли и поэма была открыта для читателей.
Поэма Твардовского «Страна Муравия», опубликованная в 1936 году в журнале «Красная новь», получила Сталинскую премию. Всю премию полностью поэт перечислил фронту. «Страна Муравия» была включена в программы вузов наряду с произведениями классиков и избранными произведениями советской литературы.
Твардовский окончил Московский институт истории, философии и литературы в 1939 году, поступив сразу на третий курс, имея два курса Смоленского пединститута за плечами. Теоретически Александр Трифонович мог на экзаменах вытащить билет и рассказывать про современного советского поэта Твардовского и его эпохальное произведение «Страна Муравия». Небывалый был бы случай в истории литературы.
Говоря о Твардовском, невозможно не упомянуть его жену — секретаря, курьера, друга, соратника, редактора произведений поэта. Рано женившись, Твардовский выбрал себе спутницу один раз и на всю жизнь. С фронта поэт присылал ей наброски глав «книги про бойца без начала и конца». Поэт хотел произвести Тёркина в офицеры. Мария убедила мужа не делать этого. И оказалась права: фронтовикам полюбился простой герой.
Когда наступали непростые времена, поэт заболевал от горя и бессилия помочь друзьям, но из депрессии он выходил только благодаря жене. После отставки с поста главного редактора власти предложили Твардовскому «кремлёвский паёк». Супруга отговорила Александра Трифоновича принимать унизительную подачку.
После смерти Твардовского, Мария Илларионовна дописала незавершённые главы «Тёркина», издала книги о муже. Она работала над выпуском пластинок с записью его произведений, помогала в создании нескольких мемориальных музеев.