В связи с аварийной ситуацией на территории Химкинского комплекса в читальном зале отдела газет отсутствует освещение. Возможны ограничения в обслуживании и выдаче изданий.


Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.


Читальный зал РГБ в Еврейском музее работает по зимнему расписанию. Подробнее

Спросите библиотекаря

Вспоминая Александра Трифоновича Твардовского

18 июня 2020 года
Экскурсоводы Ленинки рассказывают

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . К 110-летию со дня рождения Александра Твардовского мы предлагаем рассказ главного библиотекаря Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлии Алиевой.


Александр Трифонович Твардовский

21 июня 1910 года родился Александр Трифонович Твардовский — поэт и писатель, главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954, 1958—1970), журналист, лауреат Сталинской премии СССР (1941, 1946, 1947), лауреат Ленинской премии (1971), лауреат Государственной премии (1971).

В личности Твардовского переплелись крепкие крестьянские корни — сын хуторянина с красотой деревенского гармониста —  и врождённая интеллигентность, поразительное эстетическое чутьё, позволившие ему дважды занимать должность главного редактора литературного журнала «Новый мир».

Свой творческий путь Твардовский начал в 15 лет. Одной из главных тем творчества поэта станет тема войны. В 1939 году, с началом финской кампании (1939—1940), Александр Трифонович служил спецкорреспондентом военной газеты «На страже Родины», где коллективом сотрудников редакции было решено создать серию смешных лубочных рисунков о фантастических похождениях смекалистого и хитроумного бойца Васи Тёркина с неизменным названием сюжета: «Как Вася Тёркин…» .


Выставка «Издания поэмы Александра Твардовского „Василий Тёркин“: экземпляры из фондов Музея книги РГБ». Фото: Мария Говтвань, РГБ

Интересно, что персонаж Василий Тёркин дебютировал ранее на литературном поприще в 1892 году как «коммерсант» в одноимённом романе Петра Боборыкина. Боборыкину приписывают популяризацию слова «интеллигент» . Твардовский о существовании тёзки у своего бравого героя-фронтовика узнал значительно позднее .

Путь «Василия Тёркина» в моноавторстве Твардовского ознаменовался публикацией «Ответ читателям „Василия Тёркина“». Позже Твардовский признавался — ответ вышел длинноватым, виной всему — дрянное настроение.

«Василий Тёркин» создавался в течение всей Великой Отечественной войны. Первые стихотворные главы были опубликованы в газете Западного фронта «Красноармейская правда» 4 сентября 1942 года, в дни, когда фашисты подошли к Сталинграду.


А. Т. Твардовский. Василий Тёркин: Книга про бойца. — [Москва]: Военное изд-во Министерства вооруженных сил Союза ССР, 1946. Выставка «Издания поэмы Александра Твардовского „Василий Тёркин“: экземпляры из фондов Музея книги РГБ». Фото: Мария Говтвань, РГБ

Василий Тёркин вошёл в солдатский быт как боевой друг. По радио поэму читал «голос эпохи» — Юрий Борисович Левитан. Орест Верейский, художник и друг Твардовского, создал к «Василию Тёркину» иллюстрации.

По воспоминаниям Ореста Верейского, портрет Тёркина дался ему нелегко. Твардовский отвергал наброски один за другим. Найти нужный образ бойца художнику помог случай. В редакции газеты «Красноармейская правда» появился молодой поэт Василий Глотов. Угадав в нём будущего Тёркина, Верейский бросился со своим открытием к Твардовскому и услышал долгожданное «Да!». В дальнейших публикациях Твардовский не позволял править эталонный образ Тёркина: менялась техника исполнения, но портретное сходство полюбившегося героя оставалось неизменным.


Орест Верейский. Иллюстрация к поэме «Василий Тёркин». Переправа

В 1943 году, пережив тяжёлый творческий кризис, Твардовский продолжает работу над поэмой. По воспоминаниям супруги, Марии Илларионовны Твардовской (Гореловой), в этом же году редакция «Красноармейской правды» стояла в посёлке Колодне, с которой у поэта была связана личная драма. Твардовский не опубликовал в поэме написанный фрагмент «... О какой-нибудь Колодне, / Нынче спаленной дотла...». Мелькнувшая тень из прошлого — смерть племянника жены, любимого маленького Саши, названого сынка, не позволила открыться, впустить в сокровенное... Слишком личной была боль, слишком глубокой.

Поэма «Тёркин на том свете» была написана Твардовским через год после смерти Сталина. Поэма распространялась через самиздат: перепечатывалась на пишущей машинке или переписывалась от руки, что вызвало неудовольствие высшего партийного руководства и поспособствовало увольнению Твардовского с должности главного редактора журнала «Новый мир».


Выставка «Издания поэмы Александра Твардовского „Василий Тёркин“: экземпляры из фондов Музея книги РГБ». Фото: Мария Говтвань, РГБ

Константин Симонов вспоминал , что был против публикации поэмы, не почувствовал её. «Мне уже трудно понять сейчас, издали, почему так это вышло, но первые главы новой книги Твардовского не взяли меня в плен, так, как это было когда-то с первыми главами „Тёркина“... С какой-то странной для меня сейчас слепотой я не почувствовал тогда всей жизненной значительности того разговора на литературные темы, который развёртывался с читателем по ходу поэмы».

В 1958 году Твардовский вновь был назначен главным редактором «Нового мира», однако опубликовать «Тёркина на том свете» в руководимом журнале ему не удалось.

Летом 1963 года в Ленинграде состоялась сессия Европейского сообщества писателей, на которой Твардовский был избран вице-президентом. После её окончания, избранный круг зарубежных и отечественных гостей был приглашён в Пицунду на встречу с Хрущёвым, куда поэт предусмотрительно захватил с собой поэму. После пышного застолья, будучи в хорошем расположении духа, Хрущёв предложил Твардовскому прочитать поэму всем присутствующим. Хрущёву поэма понравилась, он много смеялся и обмолвился, что напечатать её в «Известиях» — можно.


Выставка «Издания поэмы Александра Твардовского „Василий Тёркин“: экземпляры из фондов Музея книги РГБ». Фото: Мария Говтвань, РГБ

Утром следующего дня поэма была напечатана, после опубликована в журнале «Новый мир», успела дважды выйти в собраниях сочинений Твардовского, после чего опять попала под запрет. Лишь в 90-е годы, в эпоху перестройки, опалу сняли и поэма была открыта для читателей.

Поэма Твардовского «Страна Муравия», опубликованная в 1936 году в журнале «Красная новь», получила Сталинскую премию. Всю премию полностью поэт перечислил фронту. «Страна Муравия» была включена в программы вузов наряду с произведениями классиков и избранными произведениями советской литературы.

Твардовский окончил Московский институт истории, философии и литературы в 1939 году, поступив сразу на третий курс, имея два курса Смоленского пединститута за плечами. Теоретически Александр Трифонович мог на экзаменах вытащить билет и рассказывать про современного советского поэта Твардовского и его эпохальное произведение «Страна Муравия». Небывалый был бы случай в истории литературы.


Александр Твардовский в родной деревне Загорье на Смоленщине. Источник

Говоря о Твардовском, невозможно не упомянуть его жену — секретаря, курьера, друга, соратника, редактора произведений поэта. Рано женившись, Твардовский выбрал себе спутницу один раз и на всю жизнь. С фронта поэт присылал ей наброски глав «книги про бойца без начала и конца». Поэт хотел произвести Тёркина в офицеры. Мария убедила мужа не делать этого. И оказалась права: фронтовикам полюбился простой герой.

Когда наступали непростые времена, поэт заболевал от горя и бессилия помочь друзьям, но из депрессии он выходил только благодаря жене. После отставки с поста главного редактора власти предложили Твардовскому «кремлёвский паёк». Супруга отговорила Александра Трифоновича принимать унизительную подачку.

После смерти Твардовского, Мария Илларионовна дописала незавершённые главы «Тёркина», издала книги о муже. Она работала над выпуском пластинок с записью его произведений, помогала в создании нескольких мемориальных музеев.


Витрина выставки «Издания поэмы Александра Твардовского „Василий Тёркин“: экземпляры из фондов Музея книги РГБ». Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться