«Любит больше всего на свете свой почерк, журнал “Развлечение” и сапоги со скрипом...»
В цикле «Жемчужины Ленинки» — новая история. Она — о старейшем в Москве юмористическом журнале «Развлечение», который выходил во второй половине ХIX века в течение сорока с лишним лет, и об альбоме, посвящённом 40-летию журнала.
Первый номер «литературно-юмористически-карикатурного» журнала «Развлечение» вышел в Москве в 1859 году. В разные годы в нём печатались произведения известных поэтов, писателей и публицистов: Владимира Даля, Василия Немировича-Данченко, Алексея Плещеева, Антона Чехова. Чехов, чьи рассказы в «Развлечении» были подписаны псевдонимами «Человек без селезёнки», «Антоша Ч.», иронически упомянул журнал в одном из своих рассказов «Перед свадьбой»: жених, господин Назарьев, «любит больше всего на свете свой почерк, журнал “Развлечение” и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя».
Ссылка за каламбур
Журнал «Развлечение» и не претендовал на то, чтобы называться серьёзным изданием. Там публиковались короткие увлекательные заметки, шутки, стихи, а прославился журнал благодаря карикатурам. Владимир Гиляровский рассказывает в «Москве газетной», что в первые месяцы жизни журнала произошёл крупный скандал из-за псевдонима. Писатель Андрей Данилов опубликовал свои стихи в «Развлечении», подписав их своей же фамилией наоборот: «Волинадо». Данилова вызвали в цензурный комитет. Гиляровский изображает в своём очерке жандармского генерала, который кричит на писателя: «Так тебе воли надо! Я тебе такую волю покажу! На Кавказ! Без выслуги! В рядовые! Ты понимаешь всю язву подписи? “Воли надо”!» За эту игру со словами Данилов действительно был сослан на Кавказ и вернулся из ссылки только спустя 2 года.
Поэт Фёдор Шаляпин
40-летию журнала «Развлечение» был посвящён альбом, который Гиляровский в «Москве газетной» описывает как «прекрасный, изданный на великолепной бумаге объёмистый номер». Этот альбом есть в электронной библиотеке Ленинки, и его можно полистать онлайн .
Открывает альбом галерея портретов сотрудников «Развлечения», начиная с первого издателя журнала Фёдора Миллера. В галерее есть и портрет Фёдора Шаляпина. Для этого альбома молодой певец написал стихи — если верить Гиляровскому, впервые в жизни.
Посиди ещё со мною
И ещё поговори;
В дождик, осенью, с тобою
Рад сидеть я до зари.
Ты лепечешь без умолку,
Наступила ночь давно
И как будто не без толку
Дождь стучит ко мне в окно.
Льёт он, льёт, не уставая,
Но для нас в нём нет беды:
Хочет он, чтоб ты сухая
Вышла, друг мой, из воды!
«Загадочно-глубокомысленная картина»
Включены в юбилейный альбом и прославившие журнал карикатуры, среди которых — любопытная картина: её можно рассматривать с четырёх сторон, и с каждой точки зрителю открывается новый сюжет. С одной стороны «Загадочно-художественная глубокомысленная картина, стоимость которой в четыре раза выше обычной», называется «Марья Ивановна в ложе театра со своей знакомой», с другой — «Девушка и аист», с третьей — «Аркадийский пейзаж», с четвёртой — «Пламя, окружающее бокал. Старый гобелен».
Под одной из иллюстраций в альбоме, изображающей «Поэзию», стоит подпись: «К. Коровин». Тот ли это художник Константин Коровин — академик живописи и «ласточка русского импрессионизма»? Рисунок сделан в стиле развлекательных журналов конца XIX века и не похож на живописные и графические произведения Коровина. Впрочем, изучение мемуаров самого художника и писателей, сотрудничавших с «Развлечением», даёт основания для подтверждения авторства Константина Коровина. Художник упоминает в воспоминаниях и Чехова, и Шаляпина, и сам журнал «Развлечение», а девушка на рисунке очень похожа на жену Константина Коровина — Анну Фидлер .